Газета Welt, приводя статистику магазинных краж, успокаивает читателей тем, что рост подобных преступлений представляет собой просто возвращение к норме после пандемии. Во время локдаунов многие магазины были закрыты, люди сидели по домам, и число краж сильно сократилось. А теперь вот снова выросло. Но при этом издание все же признает, что свою роль сыграла, по всей видимости, еще и инфляция. Продукты питания в прошлом году подорожали на десятки процентов, поэтому их и стали чаще воровать. А поскольку цены не слишком падают, то будут воровать и дальше.
Сами супермаркеты заметили тенденцию еще в прошлым летом и приняли меры, начав клеить "противоугонные этикеты" на целый ряд наиболее подорожавших продуктов - кофе, шоколад, детское питание, масло и фарш из экологически чистого мяса. Однако на проблему обратили внимание не только торговцы. Осенью прошлого года некие активисты запустили в Берлине кампанию "Мы раздаем". Раздавали они при этом продукты, которые украли в магазинах, - тем, кто не мог за них заплатить, да и просто всем желающим. Преступлением свои действия активисты при этом не считали. "Пока корпорации продолжают поднимать цены, нам остается только спрашивать: где взять, если не украсть?" - объясняли они на своей странице в интернете.
В Германии за кражу еды можно получить до пяти лет тюрьмы, хотя реальные приговоры, как правило, значительно мягче. Но до 1975 года в немецком праве существовало такое понятие, как "ограбление ртом", то есть кража продуктов для немедленного их потребления. Наказывалось такое преступление максимум шестью неделями тюремного заключения. Однако затем эта норма была отменена. И теперь похитителей, вне зависимости от того, почему и зачем они украли еду, судят по обычной статье уголовного кодекса о краже.
Впрочем, если хочется есть, то угроза наказания часто перестает быть препятствием. Немецкое издание Vice поговорило с тремя студентами, которые регулярно воруют еду из магазинов - на несколько сотен евро в месяц. И делают они не ради адреналина или прибыли, а просто от безденежья. "Я бы, наверное, мог себе позволить на свои деньги багет и пачку хумуса в день, но точно не смузи или суши", - говорит, например, двадцатилетний Луук. Свои действия он оправдывает так же, как и берлинские воры-активисты - тем, что магазины слишком задирают цены, наживаясь на своих покупателях. Тех, кто, как Луук, еле сводит концы с концами, в Германии сейчас, судя по соцопросам, около трети населения. Так что статистика продуктовых краж, видимо, будет расти и дальше - вместе с ростом цен в супермаркетах.