В 1923 году по просьбе cобрания московских медиков, среди которых было немало тех, кто в свое время слушал лекции великого российского медика, организатора здравоохранения, блистательного хирурга Николая Склифосовского, проходил практику в его клинике, его имя было присвоено старейшей московской больнице. Это, пожалуй, единственное объяснение тому, что Склиф стал Склифом. Ведь сам Николай Васильевич никогда в нем не работал. Такая вот случайность.
Любопытная биографическая деталь. Когда будущему медику Склифосовскому впервые разрешили присутствовать на операции, он … упал в обморок. В ту пору удаление аппендикса проводилась без обезболивания. И пациент так кричал, что будущий великий хирург потерял сознание. Чувствовал чужую боль как свою? Потому стал великим спасителем? Не исключено.
Без сострадания в медицине никак нельзя. И судя по всему, в Склифе оно прописано изначально. А - не удивляйтесь! изначально значит…с 28 июня 1792 года, когда внук знаменитого сподвижника Петра I, фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, граф Николай Петрович Шереметев, в день своего рождения заложил здание "каменной гошпитали" и богадельни. Вскоре Шереметевская больница стала одной из лучших в Москве. В ней установили строжайший контроль за назначениями лекарств, наладили обходы и осмотры больных. А при выписке пациентам давали денежные пособия. В 1876 году здесь открылось "приходящее отделение" - бесплатная амбулатория с выдачей лекарств.
И еще из биографии юбиляра. В 1801 году Николай Петрович Шереметев обвенчался с выдающейся певицей, бывшей крепостной актрисой своего театра Прасковьей Ивановной Ковалевой-Жемчуговой. Но счастливая семейная жизнь Шереметевых длилась недолго. После рождения сына в феврале 1803 года Прасковья Ивановна, давно страдавшая туберкулезом, скончалась, оставив графу "завет сожаления ближним". Современный читатель, вдумайтесь! Уходя из жизни, любимая, еще совсем молодая женщина, завещает любимому мужчине сожалеть. Этому завету, судя по всему, наш юбиляр никогда не изменял. Все новейшие открытия в естествознании и технике, находившие практическое применение в медицинской практике, сразу появлялись в распоряжении врачей клиники. Здесь раньше, чем в других больницах, начали использовать рентгеновские аппараты, применять при восстановительном лечении физиотерапевтические и водные процедуры, внедрять новые хирургические методики при заболеваниях и ранениях. Такой вот путь от Шереметевской больницы к НИИ имени Склифосовского.
22 июня 1941 года. Началась Великая Отечественная война. Большинство медиков Склифа в действующей армии. Многие его ученые, специалисты возглавили работу медицинских подразделений фронтов и армий: Дмитрий Арапов был главным хирургом Северного флота, Борис Петров - главным хирургом Черноморского флота, главный хирург Института Сергей Юдин становится военным инспектором. В самой же больнице каждодневная помощь населению города. Не прекращаются исследования по военно-полевой хирургии, по важнейшим направлениям спасения людей. Не случайно в 1944 году Институту присвоили статус научно-исследовательского учреждения Москвы. Здесь в конце войны доктор медицинских наук Сергей Брюханенко начал создавать методики искусственного кровообращения и оживления организма. Явно ускорив развитие реаниматологии, обеспечив выполнение сложнейших кардиохирургических операций.
Пример из собственной практики. Когда в конце пятидесятых только начинала работать в журналистике, повезло побывать почти в сарайчике на территории Склифа, познакомиться с его обитателем Владимиром Демиховым. Институт тогда фактически спас официально гонимого великого ученого Демихова. Да, это был некий закуток. И в нем проходили приоритетные экспериментальные исследования по пересадке сердца, других органов. Рождалась современная трансплантология. В декабре 1967 года весь мир на ура принял первую успешную пересадку сердца человеку, проведенную южноафриканским кардиохирургом Кристианом Барнардом. И, право же, нам всем не грех знать, помнить о том, что прежде чем решиться на нее, Барнард в 1962 году приезжал к Владимиру Петровичу поговорить, посоветоваться.
В 2006 году директором Склифа назначили известнейшего трансплантолога академика Анзора Хубутия. И… через какое-то время на одном из зданий Склифа появилась заказанная Анзором Шалвовичем мемориальная доска, посвященная Владимиру Демихову. По сути, это было первое в мире открытое признание заслуг великого соотечественника.
Но пора перейти к дню сегодняшнему. 6 марта 2023 года прием пациентов в новых корпусах начал Флагманский центр Института Склифосовского. О нем говорим с членом-корреспондентом РАН Сергеем Петриковым. Сергей Сергеевич специалист в области нейромониторинга и интенсивной терапии больных с внутричерепными кровоизлияниями, ведущий анестезиолог-реаниматолог. С июля 2017 года директор Склифа.
Сергей Сергеевич! Внешность новых корпусов совсем не та, которая некая визитная карточка Склифа на Садовом кольце, которая так любима нами…
Сергей Петриков: Не щемит ли сердце от новодела? Нельзя не считаться со временем. Новые возможности восстановления здоровья, спасения людей диктуют свои требования. Не считаться с ними нельзя. Не считаться, значит идти против милосердия. А какая медицина, сама жизнь без него? Да и завет сожаления ближним нарушать просто не имеем права. Флагманский центр Склифа - это современная часть стационара, ставшая новым этапом в истории Института.
А подробнее?
Сергей Петриков: Все основные службы, участвующие в приеме пациента, расположены здесь. Это ускоряет процесс оказания помощи. В Москве запланировано шесть флагманских центров. Они смогут принимать 200 неотложных пациентов в сутки. Наш центр рассчитан на 90 коек, в том числе 30 коек реанимации, 30 коек диагностического отделения. Действует принцип распределения пациентов приемного отделения по функциональным зонам в зависимости от степени тяжести: "красная", "желтая" и "зеленая" зоны. Предусмотрен вход для поступления пациентов "самотеком". Действует принцип: "врач - к пациенту".
Отказ от "кабинетной системы", когда пациенту приходится самостоятельно идти к специалисту, в пользу смотровых, куда медицинский персонал приходит для проведения всех исследований у койки больного, существует у нас с 2018 года. А появление флагманского центра вывело оказание помощи на новый уровень, увеличило доступность и повысило качество лечения экстренной патологии, в том числе и при сосудистых катастрофах. В корпусе создана отдельная маршрутизация для пациентов с инсультами и инфарктами - они проходят лечение в Региональном сосудистом центре. Здесь операционная для рентген-эндоваскулярных вмешательств находится буквально в метре от реанимации сосудистого центра. Такое расположение позволило сократить время жизнеспасающего стентирования коронарных артерий при инфаркте миокарда до минимума.
Комментарий позволите? Была свидетелем, как пациент с инфарктом миокарда, минуя приемное отделение, на специальном лифте поднимается прямо в рентген-операционную.
Сергей Петриков: Спасибо. Могу дополнить: у нас установили рекорд по быстроте эндоваскулярного восстановления проходимости сосудов сердца при инфаркте. Правило "золотого часа" для восстановления функции пораженного органа при инфаркте требует максимально быстрого оказания помощи. Логистика флагманского центра позволила достичь отметки до восстановления кровотока в артериях сердца при инфаркте в рекордные 16 минут.
Инфаркты, инсульты - и самые тяжелые, и самые распространенные беды, требующие экстренной помощи. Но, увы, не единственные…
Сергей Петриков: Вы правы! В новом центре 9 разнопрофильных операционных. В том числе две гибридные, где одномоментно могут оказывать помощь хирурги разных специальностей. Гибридная операционная - это уникальное, оснащенное по последнему слову техники пространство. У нейрохирургов есть возможность работать на самой современной модели электронного микроскопа, позволяющей совмещать реальное изображение с картинкой нейронавигации - системы, которая позволяет с точностью до миллиметра определять расположение функциональных структур головного мозга. Все программы, задействованные для лечения пациента в операционной, интегрируются между собой. Это повышает точность действий хирургов.
За первых два месяца работы флагманского центра в его операционных проведено около тысячи вмешательств, около 100 из которых - в уникальных гибридных операционных. Новые технологии помогают на каждом этапе. Данные тех, кто поступил на скорой, есть в программе администраторов регистратуры. Тратить время на заполнение личной карты не нужно. Пациенту в стабильном состоянии после оформления передается браслет с QR-кодом, считав который уже в смотровой средний медперсонал может увидеть назначения врача и, например, оперативно провести забор крови для анализа.
Немедицинские функции на себя взяли администраторы многофункциональных центров. Они сопровождают пациентов по корпусу, консультируют их по немедицинским вопросам, оказывают социальную помощь, заботятся об их эмоциональном благополучии, помогают родственникам. Работают социальные координаторы для сопровождения пациентов и психологи, оказывающие поддержку пациентам и родственникам. Все это важно. Склиф же всегда в круглосуточном режиме. Машины "скорой", вертолеты с утра до утра доставляют пациентов в приемное отделение. И не только москвичей. Есть еще и так называемый самотек. Мы помогаем всем категориям больных и пострадавших. Склиф - многопрофильное лечебно-диагностическое учреждение.
У каждого многопрофильного своя фишка. Какая у вас?
Сергей Петриков: Трудный вопрос. Так сложилось, что в Склифе всегда трудились и трудятся ведущие специалисты по различным направлениям экстренной медицины. У нас, без преувеличения, создана уникальная система такой помощи. И если беда большая, то совершенно естественно: основной поток пострадавших направляется к нам. Склиф - это не только экстренная помощь. Главная фишка Склифа - уникальные специалисты.
***
От автора: Добавлю - и следование завету сожаления ближнему. В новом корпусе просто поразили необыкновенные, как здесь их именуют, зоны ожидания. Особый в них уют, если угодно, особый шарм. Излишество? Необходимость. Созданы они для родственников, для тех, кто сопровождает пациентов. Здесь станции для заряда телефона, кулеры, телевизоры, удобные кресла, диваны. Есть еще специально изолированные комнаты переговоров. В них при необходимости сопровождающие могут пообщаться с врачом или психологом. А это так важно! Так нужно! Всегда. Даже когда громко заявляет о себе искусственный интеллект.
Как все-таки хорошо, что у нас есть Склиф! Который возрасту не подвластен. Да, старейший! Да, самый современный центр спасения, милосердия. Склиф на все времена. С юбилеем!
- В Склифе 32 научных подразделения.
- Более 3000 сотрудников и 700 врачей. 212 научных сотрудников. Среди них 3 академика, 2 члена-корреспондента РАН, 6 заслуженных деятелей науки РФ, 28 профессоров, 93 доктора и 234 кандидата медицинских наук.
- Каждый год врачи оказывают помощь 70 000 пациентов Москвы и регионов, проводят около 27 000 операций.
- В стационаре 957 койко-мест, из которых 156 реанимационные.
- Около 40 000 пациентов госпитализируются в стационар.
- 30 000 пациентов получают необходимую экстренную помощь в амбулаторных условиях.