Победу критики назвали "ожидаемой". Во-первых, это кино снято в Якутии, чей кинематограф уже давно заявил о себе на весь мир. Во-вторых, тема картины абсолютно шукшинская.
Здесь нет чернухи, пошлости, заигрываний со своими фобиями и страстями, это светлое кино, рассказывающее о реальных людях, якуте Степане Бересекове и известном ученом Иване Попове. Один то и дело впадает в летаргический сон, увидев что-то прекрасное, другой спасает беднягу от перспективы быть захороненным заживо - местные жители летаргический сон от смерти не отличают. Чтобы не попасть в гроб, Степан увязывается с Поповым в этнографическую экспедицию. Перед нами почти два часа якутской экзотики, с национальной утварью, песнопениями, шаманкой, пейзажами и портретами, которые сошли на киноэкран с черно-белых фотографий Попова, сделанных еще в первой половине прошлого века.
- Человек, который родился на земле, не может жить среди бетона. Люди, как и деревья, нуждаются в своих корнях. Якутам и алтайцам это особенно близко. Алтай - очень красивая земля, поэтому у Василия Макаровича во всех произведениях чувствуется глубокая тоска по малой родине, - отметила Любовь Борисова, получая на горе Пикет в Сростках колыванскую вазу из ревневской яшмы - главный приз.
Примерно об этом же сказал и продюсер фильма Иван Болотников, которого мы попросили прокомментировать победу.
"История, произошедшая в Якутии в начале ХХ века, увиделась не чем-то сугубо национальным, местным, а близким, родным для нас, россиян. В ней есть тепло, неподдельное, одним словом - сердце. Может быть, в чем-то и наивное, но свое, не чужое, вещи, о которых не просто рассказать так, чтобы поверили. И что так талантливо делал Василий Макарович Шукшин. В этом я вижу родство фильма с фестивалем его имени".
По мнению Болотникова, в современном кинематографе все часто перелицовывается, перешивается под общие лекала. А в итоге индивидуальности не читаются. И рынок постоянно старается "удивить".
"Не хороните меня без Ивана" - скромный фильм. Но место свое он постепенно занимает. И не забудется", - уверен продюсер.
Накануне в Сростках озвучили имена и других победителей.
По решению жюри лучшей режиссерской работой признан фильм "Дневник поэта", режиссер Булат Юсупов. Об этом фильме-прорыве башкирского кинематографа "Российская газета" писала неоднократно.
В номинации "Лучший сценарий" диплом присужден фильму "Туман", режиссер Наталья Гугуева.
Об атмосфере фестиваля и его победителях - в ближайшем номере "Российской газеты".