Начав решать вопрос электротранспорта, власти Владикавказа столкнулись с необходимостью миллиардных капиталовложений в инфраструктуру города, без которых обновление трамвайного парка теряет актуальность. Но таких денег в казне города, к сожалению, нет. Выход из ситуации ищут.
Проезд в трамвае столицы Северной Осетии стоит всего 13 рублей - едва ли не самый дешевый на всем юге России. За год трамваи перевозят около пяти миллионов пассажиров, при том что население самого Владикавказа - 600 тысяч. Однако проблемы, с которыми столкнулся владикавказский электротранспорт в последние годы, поставили его на грань катастрофы. Начиная с 2000 года муниципалитет постоянно недофинансировал трамвайное депо, и в результате к 2016 году МУП "Владэлектротранс" накопил миллионные долги и оказался банкротом. В тот момент власти города и правительство республики даже рассматривали вариант полной ликвидации трамвая и демонтажа путей - настолько плохо обстояло дело.
Но для столицы Осетии это обернулось бы транспортным коллапсом. К тому же владикавказский трамвай является старейшим на Северном Кавказе после пятигорского и представляет собой историческую ценность: он вышел на первый маршрут в 1904 году.
Но удалось найти другое решение: все активы "Владэлектротранса" были переданы новому предприятию МУП "Владтрамвай", и электротранспорт в городе сохранили. Однако состояние самих вагонов было просто катастрофическим. Достаточно сказать, что в полу некоторых трамваев зияли огромные дыры. По словам местных жителей, бывали случаи, когда из-за ветхости вагонов и рельсов во время движения трамваи переворачивались вместе с людьми. К счастью, обходилось без жертв. Как рассказал корреспонденту "РГ" один из работников трамвайного депо, техника, выходившая на линии, была 1985 года постройки и сначала 15 лет "отбегала" в Германии, прежде чем ее купили и поставили работать уже во Владикавказе. Вагоны неоднократно чинили, но кардинально это ситуацию не меняло.
И вот в нынешнем году в результате усилий главы республики Сергея Меняйло и мэра Владикавказа Вячеслава Мильдзихова, на средства, выделенные из федерального бюджета, закупили новые трамваи. Когда они вышли на линии, то произвели на местных жителей такое же впечатление, как если бы по улицам города начали курсировать космические корабли. Настолько долгожданным было это обновление.
Трамваи приходили во Владикавказ в полуразобранном виде и собирали, настраивали их уже на месте. Вся эта работа велась в пункте технического осмотра (ПТО) муниципального электротранспорта. Ее качество обеспечивали специалисты завода "Уралтрансмаш", приехавшие на Северный Кавказ в командировку из Екатеринбурга.
- Владикавказ закупил модель вагона 71-412, не самую новую, но очень надежную, хорошо себя зарекомендовавшую, - рассказывает руководитель сервисного отдела "Уралтрансмаша" Владимир Желтоногов. - Стоимость одного такого вагона составляет 61 миллион рублей. Транспорт оборудован очень большим количеством электроники. Например, вагон не поедет, если двери не закрыты. Но самое главное здесь, конечно, моторные тележки, на которых установлены колесные пары. То, насколько сложный это механизм, говорит, например, тот факт, что на каждой из таких тележек - 22 точки смазки. На каждый вагон требуется две тележки.
Но больше всего специалистов екатеринбургского завода волнует не настройка вагонов, которые они привезли, а состояние железнодорожного полотна и контактных сетей трамвайных линий во Владикавказе. Оказалось, что в столице Осетии они настолько изношены, что с трудом выдерживают новую, более тяжелую и скоростную технику.
Общая протяженность железной дороги, по которой ходят трамваи во Владикавказе, составляет 59,3 километра. На многих участках рельсы не менялись по 30 и более лет, износились и проржавели, начали рваться и разрушаться. По данным управления транспорта и дорожного строительства администрации Владикавказа, 90 процентов трамвайных путей в городе требуют обновления.
Дошло до того, что специалисты сервисного отдела "Уралтрансмаша" на некоторых участках железнодорожного полотна просто отказывались выпускать в обкатку новые вагоны - до устранения неисправностей. Надо отдать должное, рельсы, действительно, где требовалось, быстро подлатали, и трамваи пошли. Но проблема общего состояния электротранспортной инфраструктуры города осталась нерешенной.
- Оборудование, которое стоит на этих вагонах, очень сложное и требует тонких настроек, - рассказывает электромонтажник "Уралтрансмаша" Денис Братцев. - Тут не получится просто "ударить кувалдой", если что-то сломалось, - и все починится. Техника совсем другая, нового поколения. И к состоянию дорожного полотна очень чувствительная.
По словам экспертов, низкое качество железной дороги приведет к тому, что в новых (и очень дорогих) вагонах очень быстро будут ломаться подвеска и моторные тележки. Эффект примерно такой же, как если бы "паркетный" автомобиль вместо скоростной трассы двигался по грунтовке, где на каждом шагу встречаются ямы и колдобины. Техническая сторона вопроса не видна простому обывателю, но если ничего не поменять, новые трамваи будут простаивать в ремонте, а на их починку уйдут немалые средства, утверждают аналитики, опрошенные корреспондентом "РГ".
В то же время совершенно очевидно, что замена рельсов и контактной сети во всем городе - это многомиллиардные вложения, на которые в казне города и республики явно не хватит средств. А в обновлении нуждается вообще вся электротранспортная инфраструктура города. Например, побывав в пункте технического осмотра, можно убедиться, что здания трамвайного депо и ПТО требуют капитального ремонта и замены почти всего оборудования, которое в них есть. А рядом с новенькими трамваями "Уралтрансмаша" обветшавшие корпуса выглядят особенно плохо.
Справедливости ради стоит сказать, что замену трамвайной контактной сети власти Владикавказа уже начали. Но это то, что можно сделать оперативно - и без таких больших финансовых вложений, какие нужны на обновление, например, железнодорожного полотна.
- Контактная сеть в городе очень ветхая, - признался начальник службы энергохозяйства МУП "Владтрамвай" Константин Каргиев. - Работы много, но к концу лета мы хотим поменять около 1500 метров. При этом на сегодняшний день во Владикавказе 22 километра контактного провода требует замены, износ его составляет от 50 до 80 процентов.
Будем надеяться, что модернизация остальной инфраструктуры электротранспорта станет следующим шагом властей Владикавказа, а в федеральном бюджете на это найдутся средства. Ведь на сегодняшний день трамвай, как самый доступный общественный транспорт, сохранился только в двух городах СКФО - Владикавказе и Пятигорске.
Между тем
Заменив 28 вагонов, власти Владикавказа обновили парк городских трамваев только на 75 процентов. 11 вагонов 1985 года постройки по-прежнему курсируют по маршрутам.