24.07.2023 19:01
Власть

Как считать срок давности плохого ремонта квартиры, объяснил Верховный суд РФ

Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №162 (9107)
На лето приходится разгар сезона ремонта квартир. Поэтому разъяснения Верховного суда РФ о сроках, в течение которых граждане могут требовать исправить недочеты, может оказаться крайне актуальным не только для судей, но и для граждан.
Недостатки в отделке квартиры часто проявляются постепенно, с течением времени. / Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

История, ставшая предметом судебного разбирательства, началась в Барнауле, где супружеская пара купила квартиру в новом доме, а спустя некоторое время обнаружила в ней неровные стены и треснувшую штукатурку.

Продавец добровольно компенсировал новоселам лишь часть денег, необходимых для ремонта. Чтобы получить остальное, покупателям пришлось идти в суд. Тогда организация заявила, что истцы пропустили срок давности. Она же не застройщик, потому требования к ней можно предъявлять в течение не пяти лет, а всего двух.

Три инстанции с этим не согласились. Точку в споре поставил Верховный суд РФ*.

А теперь детали дела, которое заметил портал Право.ru. Семейная пара купила квартиру у некой фирмы. За 4,2 миллиона рублей. В этот же день им передали ключи. Компания была инвестором стройки, а застройщиком выступало другое ООО. Объект перешел в собственность продавца после завершения работ и сдачи дома в эксплуатацию.

Пожив в квартире некоторое время, покупатели увидели все недостатки и строительных, и отделочных работ. Стены неровные, штукатурка и краска местами треснули, а обои оказались наклеены с зазорами. Супруги написали продавцу претензию об исправлении недостатков. Но ответа не получили. Тогда они обратились в местный центр строительно-технической экспертизы. В его заключении было сказано, что для устранения недостатков нужно 205 000 рублей.

Супруги отправили компании еще одну претензию. Но фирма-продавец добровольно выплатила лишь около 100 000 рублей - в два раза меньше. Семья обратилась в суд, где попросила взыскать с продавца 314 617 рублей для устранения недостатков ремонта, компенсацию морального вреда, потребительский штраф (50% от присужденной суммы), а еще - расходы на экспертизу, потраченные для изготовления техпаспорта жилого помещения.

Юрист Минаев рассказал, как распознать мошенников, предлагающих услуги по ремонту квартир

Новая сумма требований подтверждалась экспертизой.

Кроме того, судебная экспертиза подтвердила, что недостатки возникли из-за низкого качества строительных работ и нарушений в проекте.

Но в суде фирма заявила, что супруги пропустили срок для предъявления требований. Он составляет два года согласно статье 19 Закона "О защите прав потребителей" ("Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара"). Граждане же обратились в суд спустя четыре года после подписания договора.

Но Железнодорожный районный суд Барнаула применил статью 7 закона об участии в долевом строительстве ("Гарантии качества, предусмотренные договором").

Норма устанавливает гарантийный срок для объекта долевого строительства пять лет. Первая инстанция посчитала, что новоселы пошли в суд в пределах установленного срока. В итоге суд удовлетворил иск частично, уменьшив суммы. Продавец пытался оспорить это решение.

Его главный аргумент - компания не застройщик дома, она всего лишь приобрела квартиру по договору инвестирования, а потом перепродала ее семье. Но апелляция согласилась с позицией райсуда, без изменения решения оставила и кассация.

Экспертиза заключила: недостатки возникли из-за низкого качества работ и нарушений проекта

Тогда компания пожаловалась в Верховный суд.

На его заседание пришел представитель фирмы-продавца и заявил, что до подписания договора купли-продажи семья осмотрела квартиру и претензий по качеству ремонта у них тогда не возникло. И вообще, у этой квартиры закончился гарантийный срок. А применять нормы закона об участии в долевом строительстве нельзя, так как фирма не застройщик объекта.

Семья с таким аргументом не согласилась. По ее мнению, они с самого начала направляли компании три претензии. И ни разу фирма не ответила, что гарантийный срок прошел. А получив второе требование, она даже выплатила часть денег.

Собственник "нехорошей квартиры" обратил внимание и на другой любопытный момент. Согласно данным из ЕГРЮЛ, учредитель компании продавца и компании застройщика - один и тот же гражданин. А это, по мнению собственников квартиры, говорит о том, что обе организации аффилированы. Так что вполне вероятно, что такую схему перевыкупа квартир использовали, чтобы обойти пятилетний гарантийный срок.

В итоге Верховный суд РФ отменил акты апелляции и кассации, а спор вернул в Алтайский краевой суд.

*Определение Верховного суда РФ N 51-КГ22-6-К8

Верховный суд Жилищное право Жилая недвижимость