Этот рейс в Арктику - непростой, на борту - экспедиция научно-образовательной программы "Плавучий университет" (реализуется в рамках нацпроекта "Наука и университеты"). Так государство поддерживает молодых ученых, обеспечивая им реальную арктическую практику. И, несмотря на мель, она удалась. Основная программа работ выполнена.
Продуктов, пищи и топлива на "Сомове" достаточно. Как стало известно "РГ", на помощь ледоколу двигается буксир. "Ситуация стабильная, - рассказал "РГ" руководитель Северного управления гидрометслужбы (судно приписано к этому ведомству) Роман Ершов. - Сейчас организуем доставку водолазов, чтобы обследовать судно снаружи".
Напомним: ЧП случилось в Баренцевом море между островами Комсомольскими и островом Земля Вильчека рядом с Австрийским проливом Земли Франца-Иосифа. На судне находится 91 человек - экипаж, гидрометеорологи и экспедиция Арктического плавучего университета, в состав которой входят ученые и студенты из десяти вузов и НИИ Архангельска, Москвы, Петербурга, Сыктывкара, Перми.
Все они продолжают работать. Метеорологи мониторят состояние моря и окружающей среды, ученые трудятся в лабораториях. Обрабатывают и исследуют полученные ранее данные. Во время высадок на арктическом побережье - Таймыра, Новой Земли, Земли Франца-Иосифа - научная группа успела собрать пробы и материалы.
"Российской газете" участники экспедиции по спутниковому интернету сообщают: "Все нормально, настроение бодрое, работаем, продолжаем слушать лекции. Сейчас вот Артемий Гончаров читает". Ребятам можно только позавидовать. Артемий Гончаров - доктор медицинских наук из Института экспериментальной медицины Санкт-Петербурга. Здесь считают, что древние патогенные микробы вытаивают из вечной мерзлоты, представляя опасность для человечества.
В 2016 году во время аномально жаркого лета на Ямале случилась вспышка сибирской язвы. Ее причиной, считают ученые, стала реактивация древних микроорганизмов. Для предупреждения новых "атак" наука составляет прогнозные модели. А живой материал для них Гончаров собирал в экспедиции на Таймыре.
Дизель-электроход ледокольного типа "Михаил Сомов" построен почти полвека назад. Он не раз дрейфовал в тяжелых льдах Арктики и Антарктики. В 1985 году за ним следила вся страна: во время работ по обеспечению полярной станции "Русская" судно зажали льды. Дрейф продлился 133 дня! Об этих событиях рассказывает фильм "Ледокол", снятый в 2016 году.