Олег Евгеньевич, что бы вы сказали о современной поэзии? Куда она движется? Есть ли у нее шансы на стадионное возрождение?
Олег Погудин: Термин "стадионное возрождение" меня несколько смущает. Я бы не стал связывать пути развития поэзии с тем, читают ли ее на стадионах. Не могу представить на стадионе ни одного поэта "большой четверки": ни Ахматову, ни Мандельштама, ни Пастернака, ни Цветаеву - а ведь именно они определили пути развития поэзии ХХ века. Так что ничего печального и плачевного я в бытовании современной поэзии не вижу. Вижу в лучших образцах и вкус, и тягу к словотворчеству, и отсылки к античности и серебряному веку, то есть надежный фундамент, на котором строится поэзия.
Как вы думаете, от чего зависит сценический успех поэта?
Олег Погудин: Фраза "сценический успех поэта" тоже вызывает недоумение. Некоторые поэты читают стихи перед аудиторией хорошо, некоторые читают плохо, а некоторые вообще не читают. Но не перестают быть поэтами. Я - актер, и могу сказать - поэт и актер не тождественные виды деятельности. Хочешь "сценического успеха" - иди служить на театре. А успех вообще зависит очень от многих вещей: состояния здоровья, материального благосостояния, поддержки близких... Но! Внешние обстоятельства могут помешать таланту, при этом ни они, ни менеджерские усилия не заставят народ полюбить человека бездарного.
А в чем, по-вашему, секрет успеха Пушкина? И что было бы с ним, реализуй он себя в наши дни?
Олег Погудин: Александр Сергеевич был гений. И это - главное. Но важно еще и то, что он реализовывался именно в той области, в которой был гениален. Условно говоря, не стремился торговать пенькой вместо писания стихов. Есть и еще одна важная вещь - Александр Сергеевич постоянно работал над своими текстами. Посмотрите его черновики. Там, кроме вдохновения, еще и огромный труд. Думаю, в наши дни у него было бы все в порядке.
В чем, на ваш взгляд, современные поэты преуспели более, чем их предшественники, а в чем, наоборот, "сдали назад"?
Олег Погудин: Современному поэту легче выйти к своей аудитории. И это - огромный бонус. Но этот бонус порождает проблему: отсутствие критического отношения к себе. Часто автор выкладывает в Сеть все: и раннее, и позднее, и недоделанное... Это бывает причиной плохой поэтической техники, бедного языка, да и просто неблагозвучных стихов. Но вообще у поэта соперников нет - как говорил Окуджава: "ни на улице и не в судьбе"...
Какую поэтическую книгу вы взяли бы с собой на необитаемый остров?
Олег Погудин: У Робинзона Крузо была Библия. Я бы однозначно взял Евангелие.
Что нужно, чтобы вы превратили стихотворение поэта в песню?
Олег Погудин: Я же не композитор. (Правда, одна моя песня "Из Петербургской гавани" довольно известна). Не скульптор, не художник-баталист. Я - актер и режиссер. В обеих ипостасях я работаю с готовым материалом: с уже написанными песнями, романсами, танго, стихотворениями. Моя художественная позиция и предпочтения проявляются в выборе того, что выношу на сцену.
А по какому принципу приглашаете других в свои спектакли?
Олег Погудин: Наш маленький театрик ТРОП (Театр Романса Олега Погудина) - это, прежде всего, коллектив единомышленников. У меня сложилось прекрасное сотрудничество с тремя моими выпускницами - актрисами Мананой Гогитидзе, Еленой Коробейниковой и Юлией Стожаровой. К ним присоединились молодые, но уже известные актер Данил Можаев и балетмейстер Дмитрий Антипов.
Представьте, что вам сейчас от 18 до 35 и вы пишете стихи. На какие конкурсы, фестивали, премии вы бы обязательно подались?
Олег Погудин: Вы знаете, в возрасте от 18 до 35 я был (и остаюсь сейчас) актером. А это гораздо более публичная профессия, чем поэт. Но мои учителя научили меня, что цель творчества - самоотдача. И я никуда не "подавался". Что не помешало многим достойным людям выдвинуть меня и на молодежную премию "Триумф", и на премию Виктора Розова, и на Царскосельскую премию. Скорее всего, и сейчас никуда не стал бы подаваться.
Во Всемирный день поэзии вы были награждены Всероссийской премией имени Андрея Дементьева в номинации "За вклад в культуру" за создание концертов-спектаклей "Золотой век" и "Серебряный век". Где их можно увидеть?
Олег Погудин: Этим летом мы уже показали "Золотой век" в Царском Селе и Спасском-Лутовинове, 30 июля покажем версию "Золотой век. Лермонтов" в Тарханах - одном из любимых мест Андрея Дмитриевича. Что касается "Серебряного века", то его премьера состоялась 22 декабря 2018 года, после этого мы показали этот концерт-спектакль в 40 городах России, в Минске и Берлине, а вот теперь, 14 марта 2024 года на сцене БКЗ "Октябрьский" зрителей ждет его обновленная версия, практически вторая премьера. В 2024 году спектакли "Серебряный век" и "Ар-деко" пройдут подряд 14 и 15 марта.
Какой награды для артистов, на ваш взгляд, сейчас не хватает?
Олег Погудин: Если помечтать, наверное, хотел бы видеть в театре премию имени Вертинского - за создание уникального художественного образа.