Живым воплощением стремительности преобразований стала новая модель электропоезда "Ласточка". У ее кабины более вытянутый дизайн: обтекаемая аэродинамическая форма и более обтекаемая кабина машиниста, которая напоминает голову птицы в полете. Но главные инновации находятся внутри. Это в первую очередь российское тяговое оборудование.
Оно обеспечивает разгон поезда до 160 километров в час и эффективное торможение с рекуперацией энергии обратно в сеть. Электропоезд стал еще более комфортным для пассажиров - в вагонах установлена российская система микроклимата и обеззараживания воздуха, а маломобильные граждане смогут воспользоваться специальными подъемниками.
- Электротехника полностью отечественного производства. Также у "Ласточки" российское программное обеспечение, - пояснил журналистам первый заместитель генерального директора холдинга "Синара - Транспортные машины" Антон Зубихин.
Первые "Ласточки" на уральском предприятии начали создавать более десяти лет назад. Тогда это был совместный российско-немецкий проект, и ряд ключевых компонентов поставляли из-за рубежа. До недавнего времени глубина российской локализации составляла от силы 86 процентов, сейчас - почти 100.
"Ласточки" новой серии скоро выпорхнут из цехов и полетят по железным дорогам.
- Мы планируем завершить испытания и получить сертификат соответствия уже в третьем квартале этого года. В ноябре первый электропоезд должен отправиться в путь, а в перспективе серия ЭС104 станет базовой платформой для целой линейки отечественных электропоездов нового поколения, - пояснил Антон Зубихин.
На скоростных железнодорожных птиц равняются и трамваи. Представленный на ИННОПРОМе челночный трамвай внешне такой же вытянутый и динамичный, только покороче. Трехсекционный вагон модели 71-932 "Невский" отличается от привычных трамваев еще и тем, что имеет две кабины машиниста (спереди и сзади) и двери с обеих сторон по аналогии с поездами в метро.
- Это один из первых в России вагонов челночного типа. Модель разработана для городов плотной застройки, чаще всего - исторической, где есть ограничения с разворотом. Наш "челнок" доезжает до тупика, затем водитель меняет кабину и едет в другую сторону, - рассказал представитель коммерческого департамента компании - разработчика "ПК Транспортные системы" Иван Горкунов.
Модель 71-932 предусмотрена также в одно- и двухсекционных вариантах. Вместительность самого длинного трамвая - 205 пассажиров.
При производстве трамвая применяется 90 процентов российских комплектующих. В салоне есть кондиционеры, бесконтактные валидаторы и USB-розетки. А встроенная информационная система может даже заменить экскурсовода: она выводит на монитор сведения о достопримечательностях города, где эксплуатируется вагон. Свое имя "Невский" модель получила не случайно: первыми рельсовый челнок оценят жители и гости Санкт-Петербурга.
Уральские производители показали на выставке и новую модель троллейбуса, способного работать автономно от контактной сети. Это еще не электробус, но 80 километров с опущенными "рогами" без подпитки от сети он может пройти спокойно. Завод по производству новых троллейбусов открыли в Челябинске в марте этого года. Ежегодно предприятие сможет выпускать 350 машин отечественной разработки. Одна из первых была доставлена на ИННОПРОМ в качестве... подарка.
Машину подарили Екатеринбургу, который в августе отмечает 300-летний юбилей. Не заметить новинку горожане не смогут: это первый в истории Урала троллейбус красного цвета. У него огромные затемненные окна и широкие двери.
- Видный пример осовремененного городского общественного транспорта, - оценил мэр Екатеринбурга Алексей Орлов.
А вот представленные на выставке новые модели автобусов размахами не впечатлили. Наоборот, отечественные разработчики предлагают делать упор на компактные, но комфортные модели, способные быстро двигаться в городских пробках.
- Мы представляем городскую машину среднего класса. У нее очень необычная компоновка: передняя ось сдвинута максимально вперед. Благодаря этому в пределах колесной базы у нас уместились две очень широкие двустворчатые двери. За счет этого получается большая площадь низкого пола - 10 квадратных метров - без дополнительных ступеней на входе, - объяснил плюсы автобуса Citymax-9 представитель автозавода ГАЗ Николай Марков.
В том же ключе завод модернизировал маршрутное такси с низким полом, широкой дверью и въездом для колясок. Оно рассчитано на 22 места и выпускается с дизельным или электрическим двигателем. Салон укомплектован валидатором для бесконтактной оплаты проезда, кондиционером, USB-разъемами. Модель уже демонстрировалась на ИННОПРОМе прошлого года, а сейчас инновационная "Газель" проходит испытание на улицах Москвы.