Дмитрий, как вы теперь будете распределять свое время между такими разными коллективами?
Дмитрий Юровский: Конечно, сегодня театры требуют разного уровня внимания. Не хочу сказать, что в Новосибирске все идеально. Нет, но там порядок. Все-таки восемь лет работы одной командой отладили творческий процесс. Есть большие удачи и какие-то меньшие, но я не боюсь оттуда уезжать. Спектакли идут на том высоком уровне, на каком были поставлены. Но все равно я репетирую до сих пор значительно больше, чем я выхожу на сцену дирижировать… Сейчас начинается новый сезон. После паузы все надо опять "подкрутить", с того и начну. Поэтому практически весь первый месяц буду только в Новосибирске. Госоркестр, там вообще не надо ничего "прикручивать", от работы с ними надо просто получать удовольствие и делать разный репертуар. Это совершенно другой уровень работы. А в Красноярске, естественно, надо начинать…
Это всегда трудно…
Дмитрий Юровский: Меня это уже давно не пугает, потому что, когда я приехал в Новосибирск, в 2015-м году, пришлось после той знаменитой истории с "Тангейзером" все начинать практически сначала и набирать новый оркестр. Также не было по сути спектаклей. Все надо было делать заново. Думаю, сейчас в Красноярске будет даже лучше, чем тогда. У меня ощущение, что красноярский оркестр, в который за последние полтора года много молодежи пришло, в лучшем начальном виде, чем было дело в Новосибирске, когда я начинал там работать. Новосибирск же был первый в моей жизни репертуарный театр. Я до того только в европейских антрепризных театрах работал. А команда, что сейчас уже собралась в Красноярске, позволяет думать, что тот путь, который мы сейчас избрали, должен принести первые успехи достаточно оперативно.
И в чем заключается обновленная творческая концепция для Красноярского оперного театра?
Дмитрий Юровский: Для начала репертуарные спектакли надо пересмотреть. Какие-то уже идти не будут, другие следует основательно обновить… Спектакли не должны опускаться ниже определенной планки, которую нам просто надо поднять. И сделать это своими силами. Возможность "перезагрузки" есть у каждого человека, который работает в театре, и в этой ситуации абсолютно не важно, был этот артист ведущим или он до этого говорил "кушать подано"… Потом надо учитывать, что театр ожидает достаточно масштабная реконструкция. Может, надо быть готовым в какой-то момент жить в гастрольном формате. Но в этом нет ничего катастрофического: у нас страна огромная, да сегодня и Китай заинтересован в приезжающих артистах. Там десятки, если уже не сказать сотни, пустующих, но прекрасных театров и концертных залов. И они сейчас готовы обсуждать на ближайшие пять-семь лет достаточно длительные обширные гастроли. А, судя по репертуару, красноярцы готовы к творческим экспериментам. Только что я был свидетелем очень заинтересованной реакции на новую постановку балета Дмитриевского "Катарсис".
А какое событие станет для вас "инаугурационным" в Красноярске?
Дмитрий Юровский: Сезон откроют два гала-концерта, где мы представим по максимуму и оперу, и балет театра. А первая новая работа - "Борис Годунов" Мусоргского в ноябре. Я хотел бы очень представить эту оперу в оригинальной версии Ламма. Оркестровка Шостаковича, к сожалению или не к сожалению, возможна только в условиях крупных театров. По звучанию в Красноярске очень интересно, мне кажется, прозвучит оригинальная оркестровка Мусоргского. Она не усиленная, на мой взгляд, более филигранная.
В отличие от Красноярска ваша команда уже долго работает в Новосибирске. Не пора ли сотворить что-то дерзкое по типу "Тангейзера", например?
Дмитрий Юровский: На самом деле воспоминания об этом "Тангейзере" такие острые не из-за того, какой была постановка, которую в реальности мало кто видел, из-за тех, кто бурно ее обсуждал. Как раз я считаю одним из важных наших завоеваний за эти годы то, что нам удалось убрать ноту скандальности из нашей работы, успокоить общественное мнение. Люди стали просто с удовольствием ходить в театр. А творческих страстей нам хватает. Один "Фальстаф" Верди или "Дон Жуан" Моцарта чего стоили. А сейчас мы готовим премьеру "Алеко" Рахманинова и обновляем своего легендарного "Щелкунчика", вокруг которого всегда много страстей, особенно в канун новогодних праздников.
И как часто вы теперь будете находить время и силы для работы с Госоркестром?
Дмитрий Юровский: Госоркестр - один из лучших оркестров мира. Он таким был и остается. Я очень рад тому, что мы уже больше года тесно сотрудничаем и у нас появляется немало интересных совместных программ. Надеюсь, что будем продолжать сотрудничать и в дальнейшем. Но, естественно, оркестр играет очень много, играет с самыми разными дирижерами и солистами.
А у вас нет чисто человеческой обиды, что де-факто, но не де-юре вас можно сегодня считать главным дирижером Госоркестра?
Дмитрий Юровский: Я никогда в жизни не гонялся ни за строками в биографии, ни за званиями. Я не говорю, что мне это безразлично, потому что, если бы мне что-то было безразлично, я бы этим не занимался, но это не является для меня жизненным приоритетом. И есть вещи, которые просто не зависят от меня. От меня зависит только все то, что происходит в тот момент, когда встаю к оркестру и несу за него ответственность. В этот момент уже не так важно несу ли я за него ответственность сегодня или вообще. Так сложилось, что с оркестром меня свела печальная ситуация: Госоркестр предложил мне дать концерт памяти папы, который ушел в прошлом году. С этого момента, может, из-за нынешних событий или под влиянием той эмоциональной ситуации у нас как-то сразу возникло взаимопонимание, будто мы работаем друг с другом уже очень давно. Поэтому сегодня могу точно сказать, что я чувствую ответственность за этих людей не только в те моменты, когда мы вместе репетируем и выходим на сцену.
Но в любом случае, я форсировать события не люблю. Меня как-то жизнь научила, что как в рыбалке, если леска запуталась, то ее можно только отрезать, поэтому не нужно совершать резких движений. В том числе терпение во мне воспитал отец. И сегодня хочу сказать, вся семья, в которой всегда были очень близкие, крепкие отношения и сейчас остаются таковыми, для меня крайне важная основа моей жизни. Хотя мы все очень разные, но при этом как в профессиональных вопросах, так и в личных, каждый член семьи всегда с уважением относится к мнению другого, даже если оно кардинально отличается от твоего. У нас в семье всегда культивировалось свое собственное мнение. И это очень важно и ценно.
При такой загруженности в расписании время на личное пространство остается?
Дмитрий Юровский: Я умею отдыхать и подзаряжать батарейку. Но надо понимать, что артисты, музыканты - это те люди, которые дольше остальных, по большому счету, оставались безработными из-за пандемии. И до сих это достаточно свежее, отрезвляющее впечатление. Та творческая неудовлетворенность, что накопилась за те мучительно долгие семь месяцев простоя, она еще не израсходована. Другой вопрос, что преодоление расстояний, перемещение по миру - это не самое простое, что есть ныне в моей жизни, но я всегда себе говорю: наверное, могло быть хуже. И у меня немало остается и европейских контрактов. Например, только что была "Мадам Баттерфляй" в Турине и будет в этом сезоне, что меня очень радует, возобновление в Дрездене моей собственной постановки "Мертвого города" на сцене "Земпер Оперы".
Я стал в какой-то степени понимать, как чувствовали себя наши коллеги 100 лет назад. Когда для того, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, могло уйти несколько дней. Должен сказать, что я стал проживать расстояние более осознанно. У меня ощущение, что я в дороге будто заряжаюсь. За последний год очень много идей и интересных творческих замыслов у меня возникло именно в пути.