Напомним, поручение разработать и включить в образовательные программы высшего образования курс (модуль) "Обучение служением" дал в январе этого года президент Владимир Путин по итогам заседания Госсовета, состоявшегося 22 декабря 2022 года. Проектом занимается Минобрнауки совместно с Минтрудом, Росмолодежью и Ассоциацией волонтерских центров. Срок исполнения поручения - 1 сентября 2023 года.
Как пишет в своем Telegram-канале председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев, студентов будут также учить разрабатывать социальные проекты.
"Проектное обучение с социальным эффектом охватит разные группы специальностей: решать общественно-значимые задачи будут и будущие инженеры, и маркетологи, и управленцы, и айтишники. Готовый социальный проект можно зачесть как курсовую или ВКР, информация об общественных результатах станет приложением к диплому. Новая страница в истории высшего образования", - отмечает Метелев.
Концепцию учебного модуля разрабатывали эксперты Минобрнауки, Ассоциации волонтерских центров и Высшей школы экономики (ВШЭ).
О том, что такое "Обучение служением", "Российской газете" рассказал проректор НИУ ВШЭ и один из авторов методических рекомендаций по внедрению модуля Дмитрий Земцов.
- Концепция "Обучение служением" достаточно известна в международном сообществе. В России яркими примерами можно назвать юридические клиники, волонтерство студентов-медиков, - поясняет Земцов. - Цель "Обучения служением" заключается в бесшовной интеграции в образовательный процесс общественной деятельности, чтобы учебные дисциплины не только развивали студента профессионально, но и формировали его как личность с системой ценностей, этических и моральных принципов.
Как рассказал Земцов, в лаборатории "Молодежная политика" ВШЭ проанализировали 375 источников, включая научные статьи, программные документы, образовательные программы зарубежных университетов, и выяснили, что "Обучение служением" имеет множество положительных эффектов.
- Они связаны как с академическими достижениями студентов, так и с их духовным, нравственным развитием, с формированием у студентов гражданских ценностей, - подчеркивает Земцов. - Это эффективная технология как для подготовки профессионала, так и для формирования гражданской ответственности, неравнодушия к судьбе общества и страны.