"В разгар пандемии во всем мире выросло число пользователей дистанционных медицинских услуг, в том числе телемедицины. Это произошло во многом благодаря либерализации законодательства. В США телемедицина была добавлена в большинство страховых планов, во Франции - покрывается социальной программой гарантий", - рассказал "Российской газете" председатель совета директоров медтехкомпании "Доктор рядом" Максим Чернин.
В нашей стране возможность проконсультироваться с лечащим врачом по телефону или скайпу - мечта многих пациентов. И все больше докторов идут им навстречу, но в большинстве случаев неофициально, исключительно по доброй воле. В частной медицине такое общение "врач-пациент" развивается куда быстрее.
"За последние два-три года телемедицина стала стандартом корпоративных программ добровольного медицинского страхования. В той или иной мере возможность дистанционных консультаций сейчас присутствует в большинстве корпоративных планов, - отметил Чернин. - При этом клиники и страховые компании до сих пор продвигали телемедицину лишь как дополнение к основным услугам. Им не удалось обеспечить интеграцию цифровых технологий с классическим форматом очной медицины. Поэтому онлайн сервисы сегодня в отрасли все еще используются как удобные добавки в дополнение к традиционному пути пациента".
Программа, которая началась в рамках установленного правительством Экспериментального Правового Режима (ЭПР) для пациентов почти трех десятков медицинских учреждений, - это большой шаг вперед.
"В соответствии с этим режимом после очного первичного приема пациент может проходить наблюдение и консультации в удаленном формате в том же медицинском учреждении, в том числе, у любого другого врача данной клиники, а специалист вправе корректировать диагноз, назначать терапию и выписывать онлайн рецепты", - отметил эксперт.
"Будущее медицины - за дальнейшей взаимной интеграцией офлайн и онлайн каналов коммуникации медучреждений и пациентов в единую систему. Этому в немалой степени будет способствовать широкое применение приложений к гаджетам и мобильных медицинских приборов. Все, что в интересах пациента должно проходить в режиме очного приема, будет обеспечено офлайн, а то, что можно перенести в онлайн, - будет выполняться дистанционно. Когда телемедицина и очный прием будут взаимосвязаны, удастся обеспечить полную преемственность ведения пациента, а это то, к чему стремится современная медицина", - считает Чернин .
Что получит пациент в рамках эксперимента?
- Первичный осмотр обязательно должен быть очным, однако после постановки диагноза дальнейшее наблюдение за пациентом и консультации могут проводиться дистанционно. Промежуток между очным приемом и онлайн консультацией не должен превышать 30 дней.
- Пациент имеет право обратиться в любое подразделение медучреждения, даже в другом городе и регионе. Он может консультироваться заочно не только у своего лечащего врача, который поставил диагноз, но и у других врачей в той же клинике. Предусмотрено, что это должны быть специалисты с опытом - стаж работы по специальности не менее семи лет.
- В рамках программы помощь не оказывают несовершеннолетним, а также пациентам с инфекционными заболеваниями.
- На онлайн-приеме врач может назначать и корректировать лечение, а также выписывать рецепты на лекарства.
- Главные преимущества эксперимента - экономия времени пациента на ожидание консультации, право выбора лечащего врача и возможность обратиться за помощью, находясь в любом городе и регионе.
"Возможность оперативной связи с квалифицированным медицинским специалистом практически в любое время и из любой точки страны и мира, - это огромный плюс программы, - подчеркивает Максим Чернин. - Для жителя крупного города это экономия времени, а для жителя небольших населенных пунктов и, особенно, удаленных территорий, зачастую это существенно повышает шансы на получение профессиональной консультации нужного врача, в том числе редкой специализации.
Такие телемедицинские услуги частично снижают и финансовые барьеры: как правило, цена на дистанционные консультации несколько ниже стоимости очного приема. Для многих людей визит к врачу - это еще и психологический вызов, надо собраться с моральными силами, а вот связаться с врачом по видео или аудио связи - гораздо проще. Все это в совокупности не только повышает удобство для пациента, но и способствует более раннему выявлению заболевания и началу лечения, что критически важно для его успешности".
Полный перечень медорганизаций, участвующих в эксперименте
Субъектами экспериментального правового режима являются:
- "Группа компаний "Медси";
- "Медси 2";
- "Медси Санкт-Петербург";
- "Клиника на Петроградской стороне";
- "Медси-Пермь";
- "Медси-Ижевск";
- "МК Доктор рядом" (Москва);
- "Доктор рядом";
- "Хорошее настроение" (Москва);
- "Клиника на Маросейке";
- "Берканамедика";
- "Национальный медицинский сервис";
- "Инновационная медицина";
- "М-Лайн";
- "РенКлиника";
- "Европейский Медицинский Центр";
- Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Смоленск;
- Центральная клиническая больница "РЖД-Медицина, Москва;
- "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Ростов-на-Дону";
- "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Южно-Сахалинск";
- "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Омск";
- "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Краснодар";
- "Медориа";
- "Клиник-Тур";
- "Рефлекс Плюс";
- "Дженерал Медикал Центр-СП";
- "Медицинский центр "Врачъ";
- "Восток Запад".