Алла Ильинична, в каком состоянии, на ваш взгляд, сегодня пребывает жанр комедии?
Алла Сурикова: Сегодня я, к сожалению, мало что видела. Последний раз я смотрела картины нового фестиваля "Грачевский" - на нем представлено детское и юношеское кино. Посмотрела список фильмов фестиваля "Выборг", но пока не знаю, есть, среди названных фильмов комедии или нет. Я была в Армении в июле на фестивале "Золотой абрикос", спросила у президента Арутюна Кочатряна, есть ли в программе комедии. Он ответил однозначно: нет. На открытии показали рекламу фильмов : кровищи океан, а улыбки нет. Если не специальный тематический фестиваль, то комедии не жалуют, поэтому трудно что-то сказать. Вот собираюсь пойти в кинотеатр "Октябрь" на премьеру фильма " Баба Яга". Думаю, комедия. Надеюсь, смешная.
Помните, у нас несколько лет назад был взрыв интереса к комедиям, а сейчас…
Алла Сурикова: Сейчас, по-моему, тоже есть взрыв, только он осторожный, потому что в комедии всегда есть критический момент, а этически он сегодня не очень удобный. У меня сейчас лежит сценарий "Мозаика" по произведениям Аркадия Аверченко. Я влюблена в этого писателя, в его снисходительную ироничность, в прекрасные диалоги. И хотя мне кажется он абсолютно современным, тем не менее, это тот случай, когда он никого не обидит, не оскорбит, не унизит….Я бы хотела сделать с моими студентами альманах, созданный из короткометражек, и объединенный фигурой самого Аверченко. Это пока мечты, не знаю, как и когда они смогут осуществиться.
Каков, по вашему, уровень современных кинокомедий?
Алла Сурикова: увы, нет таких гениальных авторов, по сценариям которых снимались замечательные комедии- нет Горина, нет Брагинского, нет Шварца. Нет Владимира Кунина, по которому я снимала "Чокнутых", нет Эдика Акопова, Толи Эйрамджана…. Нет в наши дни и новых Данелии, Рязанова, Гайдая - тех, на ком зиждилась прекасная советская комедия. Таланты есть, но их мало… Например, режиссер Мариус Вайсберг. Яркий комедиограф. Возможно его комедии слишком свободны для нас, выросших в советскую эпоху, но он современен и дерзок.. Все фильмы Анны Меликян обладают магическим притяжением. Во многом за счет иронии. Я приветствую всегда проявления любимого жанра у молодых ребят, у наших студентов : Самвел Мужикян, Мария Панова, Николай Новожилов, Полина Лазарева, Ольга Обухова, Николай Волянский и другие. Я всегда голосую за комедию и всячески стараюсь поддерживать проявления в молодых режиссерах этого самого сложного, но такого любимого зрителями жанра. Да, фестивали не любят комедии… Но зрительская любовь важнее. Проверено временем.! За дебют в комедии - это всегда был мой приз - приз президента фестиваля "Улыбнись, Россия!"
Что нового можете про свой фестиваль рассказать, он же трансформировался?
Алла Сурикова: Не могу пока ничего про фестиваль рассказать, потому что жду решений по поводу него от Министерства культуры.
Киноканал "Комедия" составил "Абсолютный антирейтинг" комедий за последние 10 лет. При составлении рейтинга учитывались съемка "по лекалу суперхита", неуместная пошлость и обидная пародия.
1 "Короче, я женюсь!" (2022).
Режиссер: Виталий Манюков
2"Взломать блогеров" (2016).
Режиссер: Максим Свешников
3"Кавказская пленница!" (2014).
Режиссер: Максим Воронков
4"Большая ржака" (2012).
Режиссер: Виталий Москаленко
5 "Непосредственно Каха" (2020).
Режиссер: Виктор Шамиров
В 2023 году профессионалы на телеканале "Комедия" составили топ-10 лучших комедий XXI века. В него вошли две российские комедии:
"Мальчишник в Вегасе", режиссер Тодд Филлипс
"Отель "Гранд Будапешт", Уэс Андерсон
"Зомби по имени Шон", Эдгар Райт
"1+1", Оливье Накаш, Эрик Толедано
"Холоп", Клим Шипенко
"Кролик Джоджо", Тайка Вайтити
"Борат", Ларри Чарльз
"Победители шоу", Кристофер Гест
"Пипец", Мэттью Вон
"Я худею", Алексей Нужный
Иван Кудрявцев, директор по киноканалам медиа-холдинга "Цифровое Телевидение":
"К российским комедиям, которые стали для рынка локомотивами и референсами, я бы отнес, конечно, фильмы "Холоп", "Батя", картины Алексея Нужного "Пара из будущего" и "Я худею", а также ленты "Горько!" и "Родители строгого режима""
Всего лишь несколько лет назад в российском кино жанр комедии преобладал - все стремились их снимать. На защитах проектов в министерстве культуры и Фонде кино даже повторялись сюжеты. Но времена изменились. К тому же эксперты отмечают, что в последнее десятилетие жанр комедии в кинопрокате резко сдал позиции. По крайней мере, в США, где каждый готов оскорбиться за любую шутку в свой адрес. А потому комедии в их привычном понимании - такие какими были "Все без ума от Мэри", "Аэроплан" и "Мальчишник в Вегасе", ушли на эфирное и кабельное ТВ и в интернет, где жанр трансформировался в стендап и комедийные шоу, уступив место на большом экране беззубым анимационным и семейным представителям жанра, зрелищным кинокомиксам и прочим блокбастерам.
Такую точку зрения высказал в беседе с обозревателем "РГ" Иван Кудрявцев, директор по киноканалам медиахолдинга "Цифровое Телевидение", в который, между прочим, входит и специальный нишевой телеканал "Комедия". А Иван Кудрявцев в разговоре также подчеркнул: предковидные годы отметились тем, что комедии стали приобретать более локальный характер. Скажем, американские комедии для чернокожего населения вроде "Семейки тетушки Медеи", не выходили за пределы американского проката. Тогда у национальных комедий по всему миру появился шанс отвоевать зрителя.
Сегодня, по данным специалистов, представляющих канал "Комедия", доля отечественных комедий в российском кино варьируется от 20 до 30% в репертуаре кинотеатров, и сборы составляют также примерно 25% общей кассы. Исключение - 2021 год, когда в кассе учитывались сборы двух фильмов франшизы "Последний богатырь", тогда как продолжение - третий фильм "Последний Богатырь. Корень зла" основную кассу собрал уже в 2022 году. Похожий всплеск интереса к комедиям был в 2019 году, когда вышли фильмы "Холоп" и "Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел". При этом основную кассу "Холоп" сделал в 2020-м - фильм выходил как раз накануне новогодних праздников.
В последние два года количественно российские и американские комедии в отечественных кинотеатрах сравнялись, но российские комедии обычно в среднем работают в два раза лучше американских.
До конца 2023 года ожидаются пять российских комедий, которые способны "взорвать кассу":
1. "Добро пожаловать в семью. Повар из Неаполя"
2. "Манюня. Новогодние приключения"
3. "Честный развод. Бенефис"
4. "Холоп 2"
5. "Елки 10"