- Кровлю и окна мы восстановим, а вот бассейны, аквариумы, машины по 10-15 миллионов рублей - в полном объеме восстановить не можем. Справедливость должна быть, - резюмировал он. - Мы берем повышенные обязательства перед теми, кто имеет средний и низкий доход. А если человек может купить дом за 50 миллионов, за 30 миллионов рублей, автомобиль - за 10-20 миллионов, то это немного другая история".
Регион занимается восстановлением жилья после обстрелов практически с начала СВО, и ситуации, которые возникают в ходе этих работ, далеко не однозначны.
Автомобили за несколько миллионов рублей, "аквариумы и бассейны", а также другие детали разрушенных усадеб некоторых белгородцев, ставшие предметом обсуждения на оперативном совещании в правительстве области, логично требуют больших затрат в ходе восстановления. Однако, упомянув о справедливости, чиновники, скорее всего, и подумать не могли, насколько всколыхнули общественность. Одна из жительниц Белгородского района Татьяна Зенина, чей дом тоже пострадал, выступила и в соцсетях, и в региональных СМИ. Она подчеркнула, что, какой бы богатой не посчитали ее саму и ее имущество, все это построено и куплено за деньги, которые "с неба не сыпались". К тому же, это ее единственное жилье. Женщина тоже потребовала справедливости - восстановить разрушенное.
Жители Шебекино до сих пор не понимают, почему в городе, который в начале июня пришлось расселять по ПВР, не был введен режим ЧС. Более того, сейчас, когда здесь активно восстанавливают дома после бомбежек и пожаров, все чаще возникают вопросы о материалах и комплектующих для ремонта. Даже новые окна - и те становятся поводом для разбирательств.
У нас стояли совсем другие стеклопакеты, они стоили дорого. Дом наш не пострадал от снарядов, но взрывной волной стекла выбило, теперь надо менять. Пришли, заменили, и ставят дешевые стеклопакеты! А если они будут промерзать? - жительница Шебекино в беседе с журналистами не сдерживает возмущения.
Кто-то жалуется на откосы, кто-то не понимает, почему рабочие используют самые простые материалы. И сравнение "дорого - дешево" звучит все чаще.
Когда в июле минувшего года в центре Белгорода начали фиксировать разрушения после масштабного взрыва и пожара, многие жители тоже рассказывали о том, какие дорогие стеклопакеты у них стояли. Да только в сложившейся ситуации это не имело значения: норматив стоимости восстановления жилья для всех один. Правда, некоторые предпочли забрать компенсацию и вставить окна самостоятельно. Позже признавались, что пришлось существенно доплатить и рабочим, и за материалы. Зато качество - то самое, которое требовалось.
Есть ли норматив на восстановление бассейнов или дорогостоящих автомобилей? Как быть с садами и дизайнерскими ландшафтными решениями? Какой автомобиль теперь можно считать дорогостоящим? Кого - богатым? Эти вопросы белгородцы начали задавать в социальных сетях, ведь понятие достатка, хорошего дохода и "богатства" для каждого - свое.
Слова чиновников о том, что справедливо помогать людям с обычным, а то и небольшим достатком, напомнили о том же квартале между улицами Маяковского и Попова, где в прошлом июле прогремел взрыв. Владельцев небольших земельных наделов и стареньких домов назвать богатыми не повернулся бы язык, но их земля стала невероятной ценностью для города сразу же, как только снесли побитые хаты. В ответ на требование пенсионеров построить им дома взамен разрушенных чиновники предложили компенсацию или покупку другого жилья. Теперь на том месте - строительная площадка будущего детского сада, а бывшие хозяева земли с тоской по кварталу в центре привыкают к новым домам и квартирам на окраинах города.
В последнюю сессию Городского Совета Белгорода в том числе и для этих людей депутаты приняли налоговые льготы, освободив от уплаты земельного и имущественного налогов тех, чье жилье оказалось непригодным для использования в результате обстрелов и терактов.
- Данные меры налоговой поддержки, законопроект и его формулировки активно обсуждались в ходе заседания Общественного совета при Управлении Федеральной налоговой службы по Белгородской области, - отметил председатель Общественного совета при Управлении ФНС России по Белгородской области, член Общественной палаты Белгородской области, Сергей Кравцов. - По решению депутатов Белгородского городского Совета данная норма охватила не только объекты недвижимости нежилого назначения, но и объекты жилой недвижимости. На мой взгляд, это оправданное решение, и очень важно, что этой налоговой льготой сможет воспользоваться большее количество пострадавших людей. Инициатива депутатов областного центра является примером для других муниципалитетов области.
Однако четкой формулировки, дома и квартиры с какими конкретно повреждениями попадут под льготы, в нормативном акте нет: ситуации настолько разные, что мэрия должна будет составить перечень имущества, подпадающего под льготу, и направить в налоговую службу. В социальных сетях уже высказали пожелание: главное, чтобы никого из пострадавших не забыли и не посчитали слишком богатыми.