Россия ожидает отличный урожай и готова заместить украинское зерно, что позволит обеспечить продовольствием беднейшие страны мира. Об этом накануне саммита Россия - Африка в своей статье заявил президент Владимир Путин. Причем сделать это РФ готова на безвозмездной основе.
Поставки уже идут, причем с дисконтом к европейским ценам, сообщила РИА "Новости" директор департамента аналитики Российского зернового союза (РЗС) Елена Тюрина. По ее словам, минсельхоз США в 2023 - 2024 году ожидает снижение экспортного потенциала Украины в части поставок пшеницы на 37,5 процента, до 10,5 миллиона тонн. После завершения зерновой сделки столько уже не сможет попасть на мировой рынок, а Россия, учитывая ее инфраструктурные возможности для экспорта, вполне способна возместить убыток.
За год действия соглашения с Украины вывезли 32,8 миллиона тонн грузов, из них 70 процентов ушло в обеспеченные страны, а на долю беднейших стран пришлось менее трех процентов общих поставок - меньше миллиона тонн. Таким образом, сделка не оправдала своего гуманитарного назначения.
По данным Росстата, сбор зерновых и зернобобовых культур в 2022 году в РФ составил рекордные 157,6 миллиона тонн, что на 29,9 процента больше, чем в 2021 году. В этом году ожидается поменьше, всего 123 миллиона тонн, но с учетом переходящих остатков прошлого сезона (свыше 16 миллионов тонн) российский экспорт вполне может приблизиться к прошлогоднему рекорду.
Ростовская область и Краснодарский край ожидают в этом году получить примерно по 12 миллионов тонн зерновых, Волгоградская область - около пяти. Это на уровне или чуть ниже прошлогодних показателей. Однако с поправкой на дождливую погоду такой урожай можно считать отличным, уверены фермеры и местные власти.
Не отстают, несмотря на боевые действия, и новые регионы: совокупно здесь ожидают урожай зерна порядка трех миллионов тонн. В Херсонской области, например, убрали уже половину площадей зерновых. По словам председателя правительства Андрея Алексеенко, урожайность удалось повысить, в том числе, благодаря господдержке: с первых месяцев весенних полевых работ фермерам начали выплачивать субсидии. Благодаря дополнительным денежным средствам аграрии приобрели ГСМ, удобрения, средства для защиты растений. ДНР и Запорожская область уже сейчас вносят свой вклад в российский экспорт. В частности, с мая для вывоза уже задействован порт Бердянска, еще с советских времен специализировавшийся на перевалке зерновых. С учетом выпадающих поставок украинского зерна он вполне может быть задействован для работы на экспорт. Совокупный грузооборот портов Мариуполя и Бердянска в 2023 году может составить около миллиона тонн.
По словам руководителя российского подразделения Agrozan Commodities DMCC Сабины Содиковой, завершение зерновой сделки пока не сказывается на работе российских портов.
- Они и сегодня работают с полной загрузкой, - говорит Сабина Содикова. - Однако из-за повышенных требований безопасности проверка судов происходит дольше обычного раза в два. Также отменена ночная проводка судов через Керченский пролив.
Российские страховые компании, по ее словам, продолжают страховать суда. Экспортеры вполне готовы заместить выпадающее с рынка украинское зерно. Экспортный потенциал украинского зерна в 2023 году оценивался в 30 миллионов тонн, тогда как российский экспорт в нынешнем году может составить 55 - 60 миллионов тонн.
- Важно, что в этом году появился механизм перераспределения квот на экспорт зерна, - говорит Сабина Содикова. - Теперь, если экспортер по каким-то причинам не успевает выбрать квоту, он может перераспределить ее в адрес другого экспортера.
Если зерновой коридор не заработает (шансов на это практически не осталось в нынешних условиях), то Россия станет законодателем цен на свою пшеницу, уверена Содикова. РФ готова заместить поставляемое Украиной зерно на мировой рынок как на безвозмездной, так и на коммерческой основе.
Остановка зерновой сделки стала катализатором увеличения грузооборота портов на Каспии. Ввиду действий Киева и предполагаемой опасности судоходства в Черноморском бассейне это вполне логично, считает профессор департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Бакланов. По его словам, с учетом риска судоходства в северном Причерноморье увеличится экспорт зерна по международному транспортному коридору (МТК) "Север-Юг", так как он проходит далеко от так называемой санкционной зоны и влияния западных стран. Сюда при необходимости можно переключить 30 - 35 процентов зернового потока уже в ближайшее время. С помощью каспийского транспортного узла товары пойдут как в Иран, один из самых больших импортеров российского зерна, так и в арабские страны и в Индию.
Однако пока порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) остаются практически безальтернативными для экспорта пшеницы из-за отсутствия специализированных мощностей в других морских бассейнах, отмечает руководитель отдела аналитики отраслевого издания "Портньюс" Виталий Чернов.
- На АЧБ приходится практически 90 процентов всего экспорта агропродукции через порты России, - говорит Чернов. - Поставки зерна через АЧБ, по данным за первый квартал, выросли в 2,3 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, до 14,6 миллиона тонн.
При этом свыше половины экспортных отгрузок агропродукции в целом и почти 70 процентов всей пшеницы происходит всего в трех портах: в Новороссийске, в порту Кавказ и Ростове-на-Дону.
По данным Российского зернового союза, в 2021 - 2022 сельхозгоду Новороссийск отгрузил на экспорт 12,4 миллиона тонн пшеницы. За тот же период показатель порта Кавказ составил 7,6 миллиона тонн, а из Ростова-на-Дону было вывезено 1,8 миллиона тонн. Основными странами назначения при этом стали Турция и Египет, а также (заметно в меньшем объеме) Алжир, Пакистан, Италия и Греция.
Приостановление зерновой сделки повышает военный риск для судоходства. Соответственно, вырастет стоимость страховки и издержки на логистику. Сейчас судоходство в Азовском море контролирует Россия, есть досмотр судов на подходе к Крымскому мосту, который, конечно, создает определенные неудобства. Но в нынешней ситуации вряд ли можно ожидать ослабления контроля.
Сможет ли российское зерно полностью заместить украинское на мировом рынке - это вопрос конъюнктуры. Сейчас цена растет, соответственно, спрос может упасть. Также большую роль играют сезонные факторы и политические договоренности, считает Чернов. По его мнению, с точки зрения портовой инфраструктуры в России альтернативы портам АЧБ нет. Так что зерно как шло через них, так и будет идти.