02.08.2023 07:30
В мире

Новый транспортный маршрут свяжет Кыргызстан с тремя странами

По территории республики прокладывают новый транзитный коридор
Текст:  Данияр Каримов (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №169 (9114)
Кыргызстан превращается в важный участок нового транспортного маршрута, который свяжет четыре азиатские страны. Кроме самой горной республики, в их число вошли Китай, Узбекистан (РУз) и Афганистан, который остро нуждается в развитии экономических связей с соседями. Очередной торговый коридор пройдет по югу КР, но может стать не просто транзитным участком.
Пробки из машин на пунктах пропуска между Казахстаном и Кыргызстаном стали привычным явлением. / Темир Сыдыкбеков
Читать на сайте RG.RU

Встреча в Ланьчжоу

Меморандум о сотрудничестве в развитии транспортного маршрута КНР - Кыргызстан - Узбекистан - Афганистан и совместном соэдании нового международного интермодального поезда, который свяжет четыре страны, подписан в городе Ланьчжоу (КНР). Как сообщили в гос-предприятии "Кыргыз Темир Жолу" (КТЖ - "Кыргызские железные дороги"), документ стал итогом переговоров между делегациями администраций железных дорог КР и РУз и Китайской международной логистической компании.

Основной темой встречи стали вопросы развития новых транспортных направлений и логистической инфраструктуры. Делегацию из Кыргызстана возглавлял глава КТЖ Азамат Сакиев. Согласно предварительным оценкам экспертов, грузооборот только в направлении Афганистана будет составлять более четырех тысяч контейнеров в год. Однако в перспективе это число может вырасти, поскольку, кроме организации непосредственно грузоперевозок, участники переговоров обсуждали создание благоприятных условий для увеличения их объема.

В Кыргызстане испытали работу нового транспортного коридора

Встреча в Ланьчжоу стала логичным продолжением работы, которая ведется совместно участниками транспортного проекта уже несколько лет. Годом ранее стороны запустили тестовый контейнерный поезд, конечным пунктом маршрута которого был афганский город Мазари-Шариф. Китайская сторона загрузила товары в контейнеры. Их перевезли фурами до станции в южной столице Кыргызстана. Там грузы переместили на узбекистанские фитинговые платформы - специализированные вагоны, предназначенные для перевозки крупнотоннажных контейнеров и оборудованные узлами для крепления. Затем состав прошел через станции Андижан и Галаба до Хайратона (Афганистан) - пограничного города на реке Амударья. Оттуда грузы из КНР доставили до пункта назначения

По испытанному маршруту

До запуска железной дороги через Кыргызстан товары будут перевозить через Тянь-Шань по схеме, уже отработанной ранее на мультимодальном маршруте Китай - КР -Узбекистан. В городе Кашгаре (КНР), где заканчивается действующая железнодорожная ветка, связывающая этот населенный пункт с центральной и восточной частью Китая, контейнеры переместят на большегрузные автомобили, чтобы доставить их к границе КР. Точнее - к пункту пропуска Иркештам. Затем их перевезут по автодорогам до города Оша. Южная столица Кыргызстана, связанная действующей веткой с железнодорожной сетью Узбекистана, таким образом может превратиться в важный хаб, через который в будущем будет проходить большой объем грузов. Причем как в РУз и Афганистан, так и обратно в Китай.

Уже испытанный мультимодальный коридор вместе с тем может послужить частью еще одного альтернативного маршрута, по которому грузы из Китая, а также Кыргызстана могут поступать в Россию, а оттуда в соседние с ней страны и Европу. Речь идет о так называемом каспийском проекте. Он предполагает прямое участие в нем Туркменистана, порты которого связаны паромным сообщением с российскими. Путь пролегает в обход Казахстана, транзит через который в последнее время заметно осложнился из-за длительных процедур контроля.

Инициатива организации мультимодальных контейнерных перевозок по альтернативному - каспийскому - маршруту принадлежит кыргызской стороне. Ее представляют сразу три участника - минтранспорта и коммуникаций (МТиК) КР, минэкономики и коммерции, а также транспортные компании страны. Как заявил немногим ранее начальник управления автомобильного и железнодорожного транспорта МТиК Адылбек Акматов, альтернативный коридор позволит увеличить товарооборот республики с РФ.

Альтернатива на колесах

"Каспийский коридор" интересен для участников проекта тем, что на этом направлении также вполне реализуем принцип мультимодальности. Так, на территории Узбекистана и Туркменистана для перевозки грузов можно использовать железные дороги либо - в качестве альтернативы - большегрузные автомобили. Причем кыргызская сторона рассматривает именно этот вариант в качестве приоритетного.

Контейнеры из Кыргызстана, как предполагается, на первых порах будут доставлять в морской порт Туркменбаши на автотрейлерах. Затем уже на паромах в Россию - через порты на Волге. Ведь только в Астрахани имеется несколько десятков терминалов, способных принимать разнообразные грузы.

Аэропорт на берегу Иссык-Куля будет принимать до 11 рейсов из России

В минтранспорта КР отмечают, что кыргызская сторона готова на первых порах обеспечить ежедневный поток в сорок автомашин. В перспективе он может увеличиться до 150-200 большегрузов в сутки. Но для того чтобы обслужить такой объем перевозок, требуется решить вопрос с паромным сообщением.

Как полагают в минтранспорта, альтернативный коридор позволит заметно увеличить товарооборот между странами. Если межгосударственный проект состоится, в портовой особой экономической зоне Туркменистана создадут логистический центр, в котором товары из Кыргызстана будут храниться до отправки в Россию, а стороны откроют для грузоперевозчиков регулярную судоходную линию.

Кстати

Месяцем ранее Китай, Кыргызстан и Узбекистан испытали работу мультимодального транспортного коридора, который призван служить альтернативой транзитной железнодорожной ветке через Тянь-Шань. Строительство последней пока только планируется. Маршрут, по которому будет осуществляться доставка коммерческих и, возможно, иных грузов, появился благодаря договоренностям, достигнутым в городе Сиань месяц назад в рамках саммита "Китай - Центральная Азия".

В тестировании коридора принимал участие испытательный поезд. Тестовый состав сформировали из тридцати контейнеров с коммерческими грузами - солнечными батареями, механическим оборудованием, тканями и другими товарами. Стоимость продукции, перевезенной в пробном режиме, оценивается в 2,5 миллиона долларов. Поезд стартовал от станции Ланьчжоу в северо-восточной провинции Ганьсу, примыкающей к Синьцзян-Уйгурскому автономному району (СУАР). До города Кашгара состав шел по действующей железнодорожной ветке.

По данным министерства транспорта Узбекистана (РУз), тестовый поезд находился в пути около пятнадцати дней. Его запустили для того, чтобы понять, насколько коммерчески выгодно и осуществимо движение по мультимодальному транспортному коридору.

Тем временем

Процедура международных грузовых автоперевозок между Кыргызстаном и Беларусью упрощена. Об этом сообщают в министерстве транспорта и коммуникаций КР со ссылкой на протокол о внесении изменений и дополнений в действующее соглашение между правительствами двух стран. Документ подписан в рамках рабочего визита главы МТиК Тилека Текебаева в Беларусь.

По словам кыргызского министра, между Кыргызстаном и Беларусью сегодня наблюдается активное сотрудничество в области автомобильного транспорта. Оно значительно способствует росту товарооборота. "В соответствии с положением данного протокола между сторонами устанавливается безразрешительная система грузоперевозок из трех стран со странами-участницами Евразийского экономического союза", - подчеркнул Тилек Текебаев.

Кыргызстан