Мы все помним, что во исполнение поручения главы государства с начала 2022 года был введен запрет на экспорт круглого леса ценных пород. Это было долгосрочное решение, нацеленное на развитие экономики России, повышение технологического уровня лесохозяйственной отрасли. Оно стало административным стимулом для предпринимателей для организации лесопереработки и выпуска более широкой и прогрессивной номенклатуры изделий из древесины. Положительно восприняли это решение и широкие слои населения: на пути вывоза ценного сырья за границу был поставлен заслон. В определенной мере позитивные эффекты проявились уже в первый год действия запрета.
Начала меняться структура субъектов лесохозяйствования. Предприятия вложили инвестиции в переработку. Правда, из 300 предприятий отрасли в Хабаровском крае только 100 занимаются лесопереработкой, при этом 80 компаний делают простейший пиломатериал, для запуска такого производства не требуется больших вложений. Четыре предприятия производят продукцию сложнее - шпон, топливные гранулы. Такое производство можно запустить, освоив крупные инвестиции.
Однако после введения санкций компании, инвестировавшие в сложное оборудование сотни миллионов долларов, столкнулись с производственным кризисом. Беда в том, что именно крупные инвесторы оказались под санкционным ударом: закрывшийся рынок Японии, на который было ориентировано производство, стал причиной генерации миллионных убытков. Рынок Южной Кореи является непредсказуемым и потенциален на ввод санкций.
При этом наша продукция не конкурентоспособна в западных регионах из-за высоких транспортных расходов. Кроме того, лесоперерабатывающие предприятия округа ограничены на внутреннем рынке - здесь более чем на 40 процентах экономического пространства страны проживает только 5,5 процента численности населения России.
В результате в лесопромышленной отрасли отмечаются падение производства, снижение уровня заготовки древесины.
В этой ситуации предприятиям нужна помощь. Круг реальных переработчиков небольшой, они выполнили задачу по налаживанию высокотехнологичного производства. Но если их не поддержать, неплатежи станут признаками банкротства, а это уже угроза потери активов, созданных большими вложениями, это угроза инвестиционной привлекательности отрасли в регионе. Решение, которое предлагают депутаты, лежит на поверхности: накопленные непереработанные запасы сырья можно разрешить к экспортной продаже в режиме временного моратория на запрет экспорта круглого леса - ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской. Кроме того, следует приостановить взимание вывозной таможенной пошлины (10 процентов) на пиломатериалы влажностью более 22 процентов. Пошлина заставляет предприятия идти на вынужденную сушку, которая, по сути, заграничному потребителю не нужна, и нести на это затраты. Между тем они могли бы реализовать запасы непереработанного сырья на рынке КНР, ведь китайскому потребителю вовсе не надо, чтобы пиломатериал сушили.
Названные меры позволили бы поддержать ликвидные оборотные средства и сохранить созданное производство, причем это не потребовало бы прямой финансовой помощи из бюджета.
Убеждена в правильности предложенного нами решения как специалист в антикризисном управлении.