В "Лунатиках" Мороз соединил принципы работы над авторским полнометражным фильмом и сериалом (на сего счету несколько классических образцов многосерийного кино - "Каменская", "Апостол", "Угрюм-река", "Братья Карамазовы", "Содержанки" (третий сезон) и другие), и всего оказалось в меру.
От сериала в "Лунатиках" - принцип захвата зрителя новаторским сюжетом, и сплетение многих линий - в фильме немало героев, поэтому первая часть словно делится на главы-серии, посвященные основным из них. От авторского фильма - опять же - необычная история, основанная на реальных событиях, и не одна, а также - многоуровневость подачи материала. Первые зрители сравнили криминальную драму с древнегреческой трагедией, что абсолютно справедливо.
Рената (Виктория Исакова) - преуспевающая современная бизнес-леди. Все есть - работа, деньги, стильный дом, молодой любовник. Мешает состоятельности лишь сын - Никита. Он - рэпер, сочинитель - убивает свою жизнь различными способами, в приоритете - наркотики, и ему, похоже, нравится делать все что угодно, только бы переноситься из реального мира, который причиняет ему почти физическую боль, в любой другой. Виртуальный, мир дурмана и так далее. Соединение боли, безвольности и юношеской борьбы за идеальное хорошо играет Степан Белозеров. Актер даже не профессиональный рэпер, во что невозможно поверить.
Никита портит и имидж отца. Тот - крутой бизнесмен - много лет назад ушел из семьи. У него новая, похоже, даже не вторая - молодая жена, маленький ребенок. Он помогает Ренате и Никите деньгами и считает себя благодетелем... Сцены, в которых героиня Виктории Исаковой встречается с Алексеем Розиным - актер играет отца Никиты - бьют словно током. Таких мужчин, которые не чувствуют даже комариного укола совести за оставленных жен, проблемных детей - куда ни глянь.
Рената воспитывала Никиту со своей матерью (Надежда Маркина). И все бы ничего, но мать не любила Ренату, та, в свою очередь, не могла дать ни капли этого чувства сыну. Прожигала жизнь, как хотела, и невольно подводила парня к тому саморазрушению, которое и наблюдает зритель. Очнулась Рената, когда было уже поздно. Материнский инстинкт проснулся в момент, когда уже, казалось бы, ничего, не исправить. Но Рената нашла выход. Дорогостоящую методику доктора Попова...
Юрий Мороз на сессии вопросов и ответов со зрителями рассказывал о том, что невозможно поверить в тот факт, что события, лежащие в основе фильма реальны. Тем не менее, это так. Вначале шоковая терапия - спектакль, разыгранный с помощью профессионального режиссера и артистов, затем человек попадает в клинику, где с помощью специальной методики влияют на его подсознание, и выходит он - уже сам не свой. То есть - совершенно другим - тем, кто не помнит никого и ничего из своего прошлого. Это не научная фантастика, но некий прогрессивный метод, который существует с 90-х годов, и о нем можно читать в Интернете. Рената, вопреки всем законам, поскольку Никита не предупрежден и ни на что не давал согласие, делает из сына-наркомана совершенно другого человека.
Мороз рассказал нам в интервью, которое будет опубликовано позже, что история была задумана лет 15 назад. Но сейчас она попала с совершенно другой контекст. И от этого мурашки по коже - добавим уже от себя, потому что речь идет о молодом человеке, и о войне.
Фильм о материнской власти и любви получился авторским еще и потому, что Мороз сам написал сценарий, что ему несвойственно. А Виктория Исакова - жена Мороза - входит в число продюсеров картины, это ее продюсерский дебют. Так что получилось семейное кино во всех смыслах, где каждая - пусть даже самая маленькая роль, наделена особым значением. Так, во второстепенной роли - девушки Никиты - Дарья Верещагина. Хватило бы только одной реплики ее героини, что их поколение не верит в светлое будущее, чтобы придать истории дополнительный смысл, но сцен с Дарьей много, и каждая из них несет свою нагрузку. В роли честного следователя - дотошного борца за правду - Алексей Филимонов. Он же - олицетворяет собой символ судьи. Ему предстоит решать на уровне закона - убила сына мать или спасла.
Фильм "Лунатики" по-особенному смотрится еще и в эпоху Искусственного интеллекта. Влияние технологий на подсознание человека и последствия этого - один из самых актуальных насущных вопросов. А режиссер еще и довольно тонко с культурными референсами, показывает к чему это может привести в области искусства, личных отношений, медицины, политики... Мороз не дал первым зрителям четкого ответа, почему его картина называется "Лунатики", только рассказал о том, что были варианты названия "Жертва", "Притяжение", "Жертвоприношение"... Тем не менее, посмотрев фильм можно сделать вывод, что человечество движется, как во сне, не осознавая куда и почему идет. Каким оно будет, когда очнется? Узнает ли само себя?