Она представляет собой полевую телекоммуникационную систему, которая должна обеспечить в бою управление частями и подразделениями ВДВ, а также взаимодействие десантников с другими родами и видами войск. Судя по звездному названию, к обеспечению управлением может быть привлечена космическая компонента. По сути, это введение крылатой пехоты в сетецентрическое управление боевыми операциями. Прежде всего - в зоне СВО.
Считается, что термин "сетецентрическая война" ввел в оборот вице-адмирал ВМС США Артур Себровски еще в 1998 году. И он сразу стал очень модным. "Сетецентрическая война" предполагала объединение всех родов войск, спутников военного назначения и глобальных навигационных систем в единую боевую Сеть. Утверждалось, что компьютерное управление станет настолько всеобъемлющим, что командиры любого уровня будут всегда на связи между собой и знать местонахождение подчиненного личного состава вплоть до конкретного бойца, а также состояние приданной им техники.
Лучшие умы компьютерного мира привлечены к решению этой задачи в интересах Пентагона. И выделяются на это миллиарды долларов. Между тем в нашей стране намного раньше, чем за океаном, в 1983 году, создали уникальную для своего времени полностью автоматизированную систему управления войсками "Маневр".
Американцы, провозгласив сетецентризм, почему-то делали автоматизированные системы управления отдельно для артиллерии, авиации, ракетных войск, морской пехоты и так далее, никак не увязывая их в единую сеть.
А вот у нас сумели увязать каждое армейское подразделение, каждый самолет, вертолет, артиллерийский ствол и ракетную пусковую установку в единый боевой организм. Огромная многомиллионная военная армада управлялась очень эффективно. И это была не фантазия, а реальность. Увы, "Маневр" ввиду его уникальных возможностей засекретили настолько, что в Советской армии о нем знали даже не все военачальники. А с распадом Союза и его единых Вооруженных сил он вообще исчез из поля зрения.
Однако остались в Генштабе люди, которые о нем помнили. И в первой половине 1990-х годов было принято решение создать "Полет-К", который стал бы развитием системы "Маневр".
АСУВ ориентировали для внедрения в ВДВ, как самый мобильный род войск. Литера "К" означала обязательную космическую составляющую. Создавал и создал "Полет-К" один из главных идеологов и ведущих конструкторов "Маневра" Роберт Петрович Николаев. Новая АСУВ представляла собой гигантский скачок вперед. Мы обходили американцев по системе управления боем. На базе "Полета-К" можно и нужно было строить свою идеологию сетецентрических войн.
Российским ученым удалось решить проблему управления не только наземной составляющей ВДВ, но и армейской авиацией - штурмовиками и вертолетами. Для них были разработаны специальные алгоритмы и информационные системы, которые позволяли летчику оперативно получать целеуказания, видеть на электронной карте свое местоположение в воздухе и положение других взаимодействующих с ним летательных аппаратов. Пилот боевого вертолета мог обменяться информацией с пилотом штурмовика, с наземным КП, с любым десантным подразделением, которое авиация поддерживала.
Первая и, увы, последняя демонстрация возможностей "Полета-К" прошла на полигоне Кантемировской дивизии. Взаимодействовали танковые и десантные подразделения, а также вертолеты Ка-50. Наблюдал за тем показом тогдашний начальник Генштаба Анатолий Квашнин. Как вспоминают участники события, он не скрывал своего восторга от увиденного. Но АСУВ Вооруженные силы так и не получили. Радует то, что "Кассиопея-Д", являясь небольшим фрагментом "Полета-К", дошла до испытаний. Остается надеяться, что они будут успешными, и ВДВ первыми получат свою автоматизированную систему управления.