09.08.2023 12:07
Культура

Театр волшебной сказки. Вера Васильева как квинтэссенция русского характера

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №177 (9122)
Вот от нас ушла и Вера Васильева - актриса, которую старость словно бы не коснулась. Ямочки на щеках, сияющие глаза. И голос - звонкий, певучий. Такой она впервые явилась на экраны, сразу став звездой. Такой она осталась до последних дней жизни. Такой сбережет ее наша память.
Читать на сайте RG.RU
Умерла народная артистка СССР Вера Васильева

Сталин, увидев ее в фильме "Сказание о земле Сибирской", спросил: откуда эта прелесть? И тут же дал премию имени себя. Дебютантке, неоперившейся, еще студентке. Вера Васильева потом рассказывала, что премия ее скорее напугала. Можно понять.

Потом, как водится, этот образ заводной простушки-хохотушки к ней прилип, и до сих пор вспоминается именно он. Хотя актриса уже чего только не переиграла. Включая утонченную Графиню в "Женитьбе Фигаро" - спектакле Театра Сатиры, тоже растиражированном телевидением и тоже всенародно любимом. У Бомарше юмор не как у Дьяконова в "Свадьбе с приданым", и в глазах Веры Васильевой теперь бегали чертики - соль земли нашей, то, что соединяет русскую традицию с мировой. А со "Свадьбой" Дьяконова вообще вышло чудо: режиссер Равенских называл пьесу простой, как мычание, но Васильева с партнерами выварила из нее квинтэссенцию русского характера. В нее там все влюблялись, а она несла себя гордо и неприступно, и за простенькими репликами ужас сколько всего прочитывалось. Это тот случай, когда таланты актеров телефонную книгу сделали значительным явлением искусства. И можно сколько угодно потешаться над уровнем пьесы - а спектакль остался шедевром.

Шедевр - и само пришествие Васильевой. Семья ее была далека от театра, корни деревенские, родители - работяги, пережили раскулачивание (две коровы - уже классовый враг!). Деликатесы - картошка, капуста, предел мечтаний - бутерброд с сыром в праздник. Из Москвы ее возили в деревню, еще прежнюю, доверчивую, но себе на уме; там парни ходили с гармошкой и пели очень складно. Запахи чисто отмытых полов, запахи деревни, грибов, березовых веток, запахи России всегда с нею, и, что бы Васильева ни играла, она всегда оставляет впечатление изумительной человеческой чистоты.

Правда, детство - все-таки московское, чистопрудное, откуда до театров рукой подать. Первое театральное впечатление - "Царская невеста" на Большой Дмитровке. После чего маленькая Вера учредила в подъезде свой Театр волшебной сказки и стала в нем играть. И эта потребность - уже на всю жизнь.

Вера Васильева звонила Юлии Борисовой, когда та была в больнице

"Сказание о земле Сибирской" открыло ей дорогу в настоящий театр - Веру Васильеву позвал Театр Сатиры, которому она была верна до сих пор. Она там вошла в число первых звезд, но это обусловлено только качеством и масштабом таланта. А ролей - больших и хороших - ей досталось не так много. На нее не делали ставку как на приму. Это "мужской" театр: ставили на Менглета, Миронова, Папанова, Ширвиндта... Актрисы там были всегда классные, но комедий и драм, где в основе женский характер, почти не было. И Васильева реализовала эту потребность излить женскую душу на сцене других театров: с удовольствием играла Кручинину в Орле, Раневскую в Твери, еще одну Графиню, на этот раз пушкинскую, - в Малом, а странную миссис Сэвидж - даже в Театре кукол Образцова. В родном же театре себе в козыри записывала только Анну Андреевну из "Ревизора", Анну Павловну из запрещенного властями "Доходного места" и, конечно, графиню Альмавиву из "Фигаро". Хотя, конечно, была чрезвычайно хороша и разнообразна в эксцентриаде "Клопа" и "Бани", в сатирическом "Четвертом позвонке", в Селии Пичем из "Трехгрошовой оперы", в "воительнице" Домне Платоновне из Лескова...

Ушла из жизни народная артистка СССР Вера Васильева

В кино ей чаще предлагали играть типажное. Она умела быть нежной, ласковой, мудрой - стало быть, предлагали много мам. Ее певучий голос может быть пронзительным, хорошо ввинчивается в душу - и она блистательно сыграла интригующую Ласточкину у Элема Климова в "Похождениях зубного врача". В "Сказании о земле Сибирской" Пырьева влюбчивая девчушка из окопов Великой Отечественной перебиралась за буфетную стойку с самоварами, и потом Васильевой не раз приходилось играть в кино скромных женщин с фронтовым прошлым - как, например, в кинооперетте "Звезда экрана". Она вообще идеально вписывалась в стилистику соцреализма, потому что всей натурой выражала стремление к идеалу. К скромности без комплексов. К смелости без наглости. К счастью без пошлости. Ее героини верили, что все будет хорошо - и актриса, похоже, иногда верила тоже. Она была неисправимой оптимисткой - умела быть счастливой в предложенных обстоятельствах, не ноя о несбывшемся, но осуществляя его всеми возможными способами. И она была из тех женщин, которые с возрастом становятся только красивее. Благороднее. Значительнее и неотразимее.

Веру Васильеву всегда обожали зрители - ее невозможно не любить. Броскость, звездность - это не для нее, человек она скромный и на авансцену не пробивалась - возможно, поэтому и не сыграла столь многого, ее достойного. В политическую жизнь не рвалась, а общественную неуспокоенность реализовала там, где не могла молчать - например, в деле защиты животных, которых очень любила, и портрет кота Филимона Штанишкина у нее был на почетном месте.

Жаль только, что ее Кручинину и Раневскую не видели в Москве. Жаль, что мы так и не узнали многие стороны ее бездонного, очень доброго, очень щедрого таланта. Это она могла бы сказать со сцены володинское "Любите ли вы театр, как люблю его я?" Она - идеальный Человек Театра.

Специально для Веры Васильевой, к одному из ее юбилеев Андрей Житинкин поставил в Театре сатиры "Роковое влечение" - с ролью, которую сама актриса называет чудом и подарком судьбы. И зрители разделили с актрисой счастье, ценность которого могут понять только люди, так преданные театру.

Вспоминаем интервью Веры Васильевой "РГ" - о жизни, о любви, о войне и творчестве
Наше кино Драматический театр Утраты