В южных регионах России, как и во многих странах мира, сезонные выезды на сбор ягод, фруктов и прочих даров садов и огородов - не столько туризм, сколько бизнес. Люди едут подзаработать, а заодно и витаминами подпитаться. Дело это перспективное, ведь благодаря созданию новых сортов ягодный сезон увеличился и длится теперь с июня по октябрь. В прошлом году в стране собрали 300 тысяч тонн клубники, причем в лидеры попали не только южные регионы, но и Московская, Ленинградская области. Эксперты прогнозируют дальнейшее расширение географии и рост рынка в среднем на пять процентов в год.
Урал обширными ягодными плантациями пока не обладает. Поэтому предложение бюро экскурсий отправиться в тур по ягоды не только порадовало, но и удивило. Насколько перспективен на этот вид туризма в горнопромышленном регионе, в том числе и в качестве бизнес-направления для фермеров, корреспондент "РГ" решил выяснить на собственном опыте.
На грядки - через кафе
Путь предстоял недалекий - в Ревдинский район. Именно там, близ села Мариинска, предприниматель Олег Кумыш купил участок площадью 26 гектаров и решил использовать его для выращивания клубники.
Идея родилась внезапно. Как признался журналистам Олег (кстати, он сам один из владельцев уральского медиахолдинга), поначалу на поляне, откуда открывается красивейший вид на водохранилище, он планировал проводить музыкальные фестивали. Но однажды в соцсетях наткнулся на блог предпринимательницы из Карелии, которая рискнула в северных широтах в промышленных масштабах выращивать клубнику, причем в открытом грунте. Конечно, подбирала особые сорта и в итоге урожай собирала дважды за сезон, а от экстремальной погоды ягода становилась только слаще.
Уральцы съездили за опытом, оценили и заказали 20 тысяч голландских саженцев шести сортов, в том числе ремонтантных - плодоносящих с июля по октябрь. Смонтировали систему капельного орошения, и летом 2021 года собрали первый урожай. Реализацию продукции наладили через одну из элитных торговых сетей Екатеринбурга, с удовольствием закупают ее и рестораны.
А первый турмаршрут запустили летом прошлого года. Уже тогда стало понятно: ягодный тур - скорее некий эксклюзив для любителей смаковать жизнь, чем деловой чартер: к привычной схеме, в которой сборщики выезжают в поле, чтобы подзаработать и набрать ягод для себя, он не имеет никакого отношения.
Итак, утром нас, ягодников-созерцателей, в центре города забрал большой комфортабельный автобус с кондиционером. Никто из собравшихся не прихватил с собой ведра и даже баночки, хотя примерно половина билетов включала покупку пяти килограммов ягод с грядок. Перед рывком на поле автобус сделал остановку в кафе, чтобы посетители плантаций смогли выпить чашечку эспрессо с бутербродом или пирожным.
На поле нас ждала деловая программа: опытный агроном Галина рассказала об особенностях каждого из возделываемых здесь сортов. Об уходе за кустами, защите культуры от капризов погоды, сорняков и вредителей. Особенно дотошно туристы пытали агронома о том, как победить долгоносика. Желающим повторить опыт выращивания представленных сортов клубники у себя в огороде, организаторы предлагали приобрести рассаду в горшочках. Она, нарядно упакованная, уже ждала покупателей в тени белых, словно для пикника, шатрах. Там же стояли ряды ящиков с собранной клубникой.
Впрочем, ягодку на вкус можно было пробовать прямо с грядки - без ограничений, но только есть. Хотя самостоятельное гуляние между аккуратных рядков сотрудники фермы, как мне показалось, не приветствовали. Да и посетители предпочли не топтать поля, а идти к заранее накрытому большому столу, где уже были выставлены большие блюда, наполненные спелой клубникой, и ведерко с шампанским - чтобы максимально почувствовать вкус ягоды и жизни.
Единственная горчинка - нынешний урожай в силу погодных условий оказался не столь богат, как прошлогодний. Поэтому закупить ягоду домой смогли не все. Но организаторы собрали заявки и пообещали доставить заказы в город. От того, как будет плодоносить плантация, зависит и то, состоится ли в конце лета второй клубничный тур.
Сборщик не прошел отбор
- Это экзотика - туристов на сбор клубники возить. Никакой выгоды не принесет и дело не продвинет, - оценил идею ягодных туров фермер Шакюр Алиев.
Братья Алиевы вот уже пять лет занимаются ягодным бизнесом. Их поля находятся недалеко от Екатеринбурга - в Белоярском районе. Знающие люди, в основном оптовые перекупщики, уже давно проторили к плантациям садовой земляники дорожку. Сами приезжают сюда на машинах и скупают утренний сбор.
- Мы с женой встаем в пять утра, чтобы с росой собрать ягоды. Этот первый сбор расходится лучше всего: ягода не успевает залежаться - сразу идет на прилавки, - поясняет Шакюр незатейливую технологию продвижения товара.
Бывают, конечно, пиковые периоды, когда клубники настолько много, что в четыре руки не справиться. И тогда фермеры зазывают сезонных рабочих, как пояснили Алиевы, "людей из Азии", то есть мигрантов. О том, чтобы допустить на поля туристов, жаждущих вкусить ягодки, фермер даже не помышляет. И дело не столько в организации - решении вопросов доставки людей или проработки программы тура, сколько в недоверии к эффективности работы сборщиков на час.
- Они больше потопчут и сломают, чем я получу дохода, - качает головой Шакюр.
С его позицией согласен и фермер из Сысертского района Михаил Шкляр.
- Знаем, проходили этот призыв добровольцев. Они лучшую ягоду для себя наберут, а ту, что похуже, оставят гнить. Заново приходится за ними собирать. Я лучше мигрантов найму, - кратко оценил перспективу ягодного туризма Михаил.
Впрочем, если учесть, что в Свердловской области всего пять фермерских хозяйств, где выращивают садовые ягоды в промышленных масштабах, то и развивать этот вид туризма, по сути, негде.
Народная ягода скисла
А ведь когда-то на пришлых со стороны сборщиках держалось все уральское витаминное производство. В регионе было несколько крупных плодопитомников, они занимали более тысячи гектаров близ Красноуфимска, Камышлова, Ирбита, в Горном Щите, что под боком у Свердловска. Как только созревали клубника, малина и черная смородина, местное население призывали на сбор урожая. В Горный Щит, к примеру, свердловские предприятия доставляли своих сотрудников автобусами. В общем горожанам предлагали с пользой провести выходной день. Расплачивались с ними натурой: часть собранных ягод можно было взять себе бесплатно или купить необходимое количество по себестоимости.
Так было в советские времена. А вот с приходом рыночной экономики ягодное дело быстро скисло. Хозяйства не смогли наладить ни сбыт, ни переработку урожая. Дольше всех продержался Камышловский плодопитомник, сдававший продукцию на местный пищекомбинат. Хоть и по бросовой цене - по пять рублей за кило, но хотя бы в дело. В 2017 году мингосимущества продало плодопитомник на торгах за 8,7 миллиона рублей. И теперь на 80 гектарах выращивают уже не клубнику, а кабачки с огурцами. Плоды не гламурные, зато сбыт гарантированный.
Между тем
По данным министерства АПК и потребительского рынка Свердловской области, валовое производство плодово-ягодной продукции в регионе во всех категориях хозяйств, включая личные подсобные, в среднем составляет 59 тысяч тонн в год - это не более 12 процентов от потребности жителей региона в данном виде продукции.