10.08.2023 18:08
Общество

Ведение блогов может стать экономической деятельностью

Текст:  Екатерина Свинова
Российская газета - Федеральный выпуск: №178 (9123)
Деятельность российских блогеров может быть отнесена к экономической деятельности. Изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2) предложила внести Ассоциации блогеров и агентств (АБА). Так, предполагается снять ряд вопросов регулирования блогосферы, в том числе и со стороны Федеральной налоговой службы. Об этом "РГ" рассказали в объединении. Однако эксперты оценивают идею скептически, считая, что главная проблема инфлюенсеров в безответственном отношении к уплате налогов и ведению предпринимательской деятельности.
Блогеров, у которых более 3 тыс. читателей, приравнивают к средствам массовой информации. / Serhii Hryshchyshen / iStock
Читать на сайте RG.RU

"Инициатива создания отдельного кода ОКВЭД для блогеров исходила от нас еще год назад. В июле этого года мы получили поддержку от первого заместителя руководителя администрации президента РФ Сергея Кириенко", - рассказала "Российской газете" президент АБА Таня Иванова.

В Минцифры с инициативой знакомы, но от комментариев "РГ" воздержались. В Минэкономразвития отметили, что "легализация блогосферы как любой предпринимательской деятельности - позитивный тренд".

Между тем, по мнению Ивановой, введение нового ОКВЭД позволит блогерам получить ряд преимуществ.

Среди них льготы, гранты, пониженные ставки страховых взносов, а также возможность устанавливать условия проверок блогеров контрольно-надзорными органами. Иванова также добавила, что существующих законов в сфере инфлюенс-маркетинга достаточно, но некоторые из них, например, Закон "О рекламе", нуждаются в актуализации. Именно ОКВЭД поможет индустрии получить возможности влиять на доработку законов.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов: Льготный налоговый режим для блогеров не нужен

"На самом деле если блогер набрал определенное число подписчиков, то ему целесообразнее зарегистрироваться как Средство массовой информации. У нас на сегодня достаточное количество инструментария для того, чтобы осуществлять данное регулирование", - поясняет "РГ" старший партнер, директор департамента по налоговому сопровождению бизнеса ООО "Легикон-Право" Оксана Попова. По ее словам, это и закон о средствах массовой информации, и закон о рекламе. Существует понятие интернет-рекламы, действует соответствующая маркировка. Именно этого в большей степени достаточно для того, чтобы регулировать данную сферу, считает эксперт.

На первоначальном этапе, когда блогер только начинает свою деятельность, сотрудничая с рекламодателем или рекламным агентством, в большинстве своем ему просто перечисляют деньги на карту переводом как физлицу от физлица. Чуть более крупный блогер (нано блогер) уже регистрируется как самозанятый.

На следующем этапе блогеры начинают регистрироваться индивидуальными предпринимателями и получают деньги строго по договору как предприниматели. В данном случае они используют упрощенную систему налогообложения. Когда блогер становится известным, самым логичным решением будет переход от ИП на общий режим налогообложения с уплатой НДС со своих доходов.

"У нас есть ОКВЭДы, связанные со средствами массовой информации, и они полностью все прописаны. Просто для того, чтобы получать статус средства массовой информации, нужно пройти определенные регистрационные процедуры и получить соответствующую бумагу. Дальше идет нормальное подчинение установленным правилам и задачам", - говорит руководитель департамента налогов Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Ряховский. Так, согласно закону о блогерах, "владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет" (далее - блогер), при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данных сайте или странице сайта иными пользователями сети "Интернет", обязан обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации", - указано в законе.

После включения в классификатор видов экономической деятельности блогеры рассчитывают получить льготы и возможность устанавливать условия проверок надзорными органами

По данным сервиса для автоматизации работы с фрилансерами и блогерами Solar Staff, в связи с отсутствием монетизации на YouTube и перезапуском некоторых брендов рекламные доходы крупных отечественных блогеров стали расти. По итогам второго квартала 2023 года этот показатель увеличился на 41% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

С апреля по июнь блогеры, имеющие статус ИП, получали примерно по 182 тыс. рублей в месяц. Что касается самозанятых, то их заработок в месяц увеличился на 22%, составив 48,5 тыс. рублей. Ежемесячный доходов инфлюенсеров-физлиц вырос на 27%, до 14,5 тыс. рублей. Специалисты Solar Staff рост доходов блогеров объясняют увеличением рекламных расходов брендов на этот канал продвижения. "Бюджеты компаний, которые раньше тратились на перформанс и таргетинг, перераспределяются на инфлюенсеров", - уточнили эксперты. С ростом доходов блогеров ими заинтересовались налоговые и правоохранительные органы.

Соцсети или книги: Что победит в важнейшем споре современности

В марте столичное подразделение Следственного комитета сообщило о возбуждении уголовного дела против блогера Александры Митрошиной. По версии СК, она уклонилась от уплаты налогов на 120 млн рублей, незаконно используя упрощенную систему налогообложения. Блогер полностью погасила долг по налогам.

Уголовное дело в связи с неуплатой налогов возбудили и в отношении супругов Валерии и Артема Чекалиных, которые являются блогерами-миллионниками. Как уточнили в СК, дело возбуждено в отношении обоих супругов. Речь идет об уклонении от уплаты налогов на сумму более 300 млн рублей.

Однако самым громким стал прецедент - задержание СК "королевы марафонов" Елены Блиновской. Ее обвинили в неуплате 918 млн рублей налогов и легализации приобретенных преступным путем денежных средств и имущества.

Сейчас блогер находится под домашним арестом. Ее мужу Алексею Блиновскому суд избрал в качестве меры пресечения запрет определенных действий. По делу блогера Елены Блиновской, известной как "королева марафонов" (тренинги по личностному росту), арестованы новые банковские и расчетные счета, а также более десятка транспортных средств. Приняты также обеспечительные меры на 12 счетов в банках и 54 расчетных счета в различных компаниях.

СМИ и соцсети Отрасли