Первые владельцы
Первые упоминания о владельцах участка № 52 по Большой Морской улице относятся к 1762 году, когда у поручика Марка Васильева его приобрел французский купец. В дальнейшем особняк часто перестраивался и успел сменить многих владельцев.
Наконец, в 1864 году барон Александр Штиглиц выкупил особняк для своей приемной дочери Надежды Михайловны, полагая, что он будет ее приданым в случае брака. Супругом Надежды Михайловны стал Александр Александрович Половцов, историк, меценат и ценитель искусства.
История реноваций
В дальнейшем именно благодаря инициативе Александра Александровича начинается серьезная реновация особняка, затронувшая как его внешний облик, так и интерьеры. Архитектор Шмидт, приглашенный Половцовым для перестройки здания, переоформил фасады в стиле неоренессанс и облицевал их тивдийским мрамором розового цвета.
Для переоформления интерьеров особняка Александр Александрович пригласил архитектора Николая Брюллова. Принимая во внимание то, что владелец особняка являлся страстным коллекционером и ценителем искусства, Брюллов принял решение сделать гобелены из собрания Половцова главным украшением внутреннего убранства.
Позднее в работу над интерьерами значительный вклад внес и архитектор Максимилиан Месмахер, по проекту которого были переоформлены вестибюль, парадная лестница, гостевые парадные залы второго этажа и парадная галерея. Изменения претерпел и экстерьер - фасады со стороны Мойки и двора были переоформлены, пристроен западный двухэтажный флигель.
Центр притяжения творческой интеллигенции
Во второй половине XIX века особняк становится одним из центров светской жизни города. Здесь бывали представители аристократии, чиновники, члены императорской фамилии. За бильярдным столом, располагавшимся в кабинете хозяина, не раз играл император Александр III, который в 1890 году был также посаженным отцом на свадьбе А.А. Половцова с Надеждой Михайловной, устроенной в Белом зале особняка. В 1916 году здесь читали стихи Николай Клюев и Сергей Есенин.
В 1934 году особняк был передан отделению Союза архитекторов России и получил наименование Дом архитектора. Благодаря этому удалось в значительной степени сохранить оригинальные интерьеры.
В советское время Дом архитектора служил одним из центров притяжения творческой интеллигенции Ленинграда. Здесь часто бывал Казимир Малевич - один из первых членов Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР, позднее Михаил Аникушин, Андрей Петров, Юрий Темирканов, Даниил Гранин и другие. Помимо профессиональных мероприятий Союза архитекторов, здесь проводились творческие вечера, концерты, детские утренники и новогодние елки.
Судьба Ореховой гостиной
В ряду великолепных парадных залов особняка, созданных величайшими архитекторами М.Е. Месмахером, Н.Ф. Брюлловым, Г.А. Боссе, неотъемлемой его частью является Ореховая гостиная, отделка которой была выполнена по проекту Месмахера. Ее интерьер так же значителен в художественном отношении, как и интерьеры парадных залов. Во времена Половцовых Ореховая гостиная использовалась в качестве семейной столовой, в советское время и позже - как ресторан "Дом Архитектора".
B 2012 году в особняке начались плановые широкомасштабные реставрационные работы. Был укреплен фундамент здания, отремонтирована кровля, восстановлено остекление крыши, отреставрирован ряд парадных интерьеров.
Однако в мае 2018 года в "Ореховой гостиной" произошел пожар, работы по реставрации оставшихся помещений особняка были остановлены до момента ликвидации последствий произошедшего.
Фонд собирается оказать содействие в финансировании реставрации Ореховой гостиной с учетом ликвидации последствий пожара. Непосредственно реставрационные работы планируется начать в первом квартале 2024 года.
- Помимо очевидного желания принять участие в сохранении важнейшего элемента объекта культурного наследия Петербурга, финансирование реставрации Ореховой гостиной для фонда имеет и профессиональный интерес, - комментируют представители фонда. - Так, Ореховая гостиная - это второй проект, в рамках которого мы сталкиваемся с работами Месмахера. Уже не первый год фонд занимается проектами Смольного собора, одним из которых является воссоздание утраченного иконостаса Смольного собора авторства великого архитектора Максимилиана Месмахера.