15.08.2023 13:16
Общество

Осетинский символ помог студенту создать успешный спортивный бренд

Текст:  Юрий Гень (Северная Осетия)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №180 (9125)
В магазине Заурбека Токаева во Владикавказе масса спортивных вещей с национальной атрибутикой - футболки с барсами или цитатами из Нартского эпоса, штаны с яркими принтами, кепки с флагом республики. За несколько лет молодой предприниматель создал популярный в Северной Осетии спортивный бренд. Но чтобы достичь успеха, пришлось изменить образ жизни.
На боксерском мешке в магазине Заурбека Токаева оставили свои автографы самые популярные атлеты Северного Кавказа - постоянные клиенты этого спортивного магазина. За ними потянулись и все остальные. / Владимир Аносов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Заурбек Токаев назвал свой бренд Fyrank, что в переводе на русский означает "Барс". Эта сильная и ловкая кошка изображена на гербе Северной Осетии и является одним из символов республики. Однако, как говорит сам молодой предприниматель, его бизнес - не про коммерцию, а про отношение к окружающему миру. Заурбек проводит благотворительные акции для больных детей, бесплатно помогает талантливым спортсменам, собирает деньги на покупку обмундирования мобилизованным участникам СВО и добровольцам. Все это под брендом "Барс". В итоге вокруг предпринимателя образовалась большая группа людей, которые разделяют и поддерживают его активную жизненную позицию. Они же - постоянные покупатели в магазине, который он открыл.

Заурбек активно начал работать над своим брендом в 2020 году - в самый разгар пандемии коронавируса. Казалось бы, кто развивает бизнес в то время, когда все сворачивается и закрывается? Но у него получилось. А начал с самой банальной вещи - продажи защитных масок.

- Я увидел, что в аптеках масок не хватает, их вообще нигде нет, - рассказывает Заурбек. - А ведь людям хочется не просто носить маску, но и чтобы она была красивой, удобной, стильной. Для мужчин с бородой была вообще проблема - из-за удлиненного лица защитные маски им не подходили. А на Кавказе ведь очень много мужчин с бородой. В общем, я с друзьями за сутки нашел подрядчиков, и мы начали шить маски из ткани - с нашим логотипом. В первый день продали 50 штук. На третий - уже 300, и товара не хватало - столько было заказов. А продавал я просто из багажника своей машины. В соцсетях сообщал, где буду стоять. Потом начал замечать, что лучше продаются маски именно с брендом. К тому же значительную часть чистой прибыли от продажи направлял на помощь тяжелобольным детям из Осетии. Люди это знали и, приобретая у меня вещи, они часть денег тоже как бы опосредованно направляли на благотворительность. Многих такая ситуация подкупала.

По словам Заурбека Токаева, после этого он оказался на гребне волны и начал развивать свой бизнес. Все продажи велись только "в белую" - через статус ИП, оформленный на любимую бабушку, которая прежде тоже занималась коммерцией и торговала на рынке, но потом из-за возраста отошла от дел.

В Осетии рост турпотока помог молодым бизнесменам создать сеть ресторанов

Первую серьезную прибыль удалось получить после того, как брат Заурбека, который работал в местном магазине одежды, договорился, что футболки с брендом "Барс" будут продаваться в этой торговой точке. Тогда им отвели одну вешалку. Через год в магазине-партнере футболки, штаны, комбинезоны и кепки от Fyrank заняли 30 процентов всей торговой площади. Это был успех.

- Конечно, фундаментом бренда являются национальные символы, - говорит Заурбек. - Это мотивирующие цитаты из Нартского эпоса, изображения самого почитаемого в республике святого - покровителя мужчин - Уастырджи и аланских воинов, различных общепринятых символов осетин. Но важен и тот путь, который мы прошли, то, в чем сосредоточена идея бренда - патриотизм, сохранение национальных традиций, помощь детям. То есть барс - это не просто изображение, а система ценностей, которая близка людям и которая их побуждает совершать хорошие поступки. Вот что привлекает людей.

"Барс" - это не просто изображение, а система ценностей, которая близка людям и которая их побуждает совершать хорошие поступки"

Заурбек сам подает пример, занимаясь разными видами спорта, в том числе армреслингом. А по вечерам с друзьями иногда соревнуется, кто дольше простоит на доске, утыканной гвоздями, - такая своеобразная закалка тела и духа. Для него ведение бизнеса - это не просто работа, а стиль жизни.

Стоит отметить, что сама идея создания бренда с национальным колоритом у Заурбека Токаева появилась еще тогда, когда он учился в Санкт-Петербурге. Находясь в другом городе, он чувствовал нехватку атрибутов, связывающих его с малой родиной. И в итоге решил разработать их сам. Рисовал варианты логотипов, отдавал дизайнерам на обработку, с помощью сервисов аутсорсинга заказывал пошив футболок с национальными символами и раздавал их друзьям. Одежда так понравилась, что Заурбека начали просить присылать еще и еще. В итоге понемногу начала складываться идея бренда национальной спортивной одежды.

В Кисловодске сыграли в шахматы в экстремальных условиях

После истории с защитными масками и успеха в магазине-партнере, пора было открывать свою собственную торговую точку. В систему продаж бизнесмен начал внедрять маркетинг - по всем правилам торговли. Бабушка Заурбека и тут помогла, предоставив для магазина свою квартиру, в которой не жила, на первом этаже жилой многоэтажки - как раз на одной из центральных улиц Владикавказа. Как говорится, помощь семьи никто не отменял. Но Заурбек ежемесячно выплачивает бабушке аренду.

Сейчас этот магазин успешно работает в формате бутика - небольшой узкоспециализированной торговой точки с ограниченным кругом клиентов. Здесь часто можно увидеть не только рядовых покупателей, но и известных звезд спорта - выходцев из республик Северного Кавказа. По традиции они оставляют свой автограф на боксерском мешке, который висит в центре магазина (обратите внимание на фото). Вся груша покрыта подписями и стала магнитом для покупателей, наглядным свидетельством успешности бренда.

Если проанализировать работу Заурбека, то можно сказать, что действовал он по классической системе маркетинга. В нее входит и социальная ответственность, и благотворительные акции. Но дело в том, что Токаев работал интуитивно и искренне, а не по учебнику.

Кстати

Кроме магазина спортивной одежды Заурбек Токаев открыл под своим брендом небольшую стрит-кофейню во Владикавказе и национальную хореографическую студию, где обучают традиционным осетинским танцам всех желающих. Она пользуется большой популярностью.

Северная Осетия Образ жизни