Когда вы читаете эти строки, он нарезает круги в курских Ливнах на областном кубке по мотокроссу. В качестве приезжей знаменитости и патриарха гоночного цеха ему открыты дороги на любые состязания.
Мотокроссом Ситковский занимается уже 60 лет. После голодного военного детства в Витебске Володя отслужил в армии и поехал в Новосибирск строить электростанции. Там увидел мотоциклистов, гонявших по льду Оби, и заинтересовался. Пришел в секцию, выпросил и восстановил разбитый прежним хозяином Иж-49. Сел и приехал первым на городских соревнованиях. Так с тех пор и пошло.
- Приезжаю и побеждаю, - скучливо посмотрел вдаль мотогонщик. - Грамот-кубков при этом не беру, мне главное - погоняться.
Страсть к мотоциклам оказалась настолько сильной, что, когда жена среди советского дефицита с огромным трудом достала поролоновые подушки - для уюта и удобства, - Ситковский моментально их отобрал и приспособил к седлу - тоже для удобства. Молодую семью спас лишь тот факт, что жена у Владимира - тоже мотогонщица. Понимает.
А важнее кубков и дипломов стали слова, когда-то услышанные Владимиром Ивановичем в свой адрес от чемпиона мира Виктора Арбекова: "В кирзовых сапожках, советской маечке - а какие ходовые качества!"
В родной Витебск Ситковский вернулся в 1980-е годы: мастером спорта, в блеске славы. Устроился тренером по мотоспорту, выгнал из секции воров и пьяниц, набрал взамен талантливых пацанов и девчонок. Через год они стали чемпионами Белоруссии, потом призерами союзных гонок. Много выступал сам - для него ДОСААФ даже купил легендарный по тем временам "Чезет". На чешском мотоцикле тренер добывал золото не хуже колымской артели.
- Как-то на гонках под Киевом бандеровцы с Западной Украины стали мне на трассе подставы устраивать, чтобы обогнать не мог. Между заездами подошел к ним и предупредил: "В следующий раз тормозить не буду, надвое развалю. Скажу: газ закусило - и ничего мне не будет". Бандеровцы подставляться перестали, я выиграл гонку.
В другой раз у Ситковского отломилось на ходу седло. Из недр скачущего мотоцикла в его пятую точку уставился острый обломок трубы. Чтобы не быть казненным средневековым манером, гонщик остаток дистанции провел на ногах. И все равно пришел первым.
Основное удовольствие от мотокросса - после победы, конечно - если гонщика на вираже обольют из шланга: и пыль с очков смыл, и освежился. Заботливые тренеры так и поступают. Ситковский своих подопечных в Витебске поливал усердно, отчего они тоже старались и превратились в чемпионов республики, а некоторые - и Союза. Сейчас они уже сами седоголовые, заезжают к своему тренеру: проведать, поговорить, прокатиться по его трассе. Недавно гости привезли красную кепку с золотым гербом РБ и зеленым козырьком.
Да и сам Владимир охотно заезжает к белорусским друзьям, если гонки проходят неподалеку - в Курске или Брянске.
- Беларусь красивая, культурная страна. Витебск вырос раза в три, все перестроилось, и здания мотошколы нашей нет уже. Но я люблю приходить на то место на Западной Двине, где я обучал мальчишек гонкам на льду. Из-под колес со стальными шипами летела крошка, горели у пацанов щеки и глаза.
Сам Ситковский в начале 2000-х переехал в Нововоронеж: мотоклуб АЭС пообещал мэтру квартиру. А в 2011 году неугомонный гонщик очаровал свежеизбранного мэра Нововоронежа и уговорил его создать на окраине города трассу для мотокросса.
- Я живчик - лезу, куда не просят, - смеется Ситковский.
Мэр дал бульдозер и просторную поляну в сосняке. За несколько лет Владимир Иванович превратил ее в очень маленькую Швейцарию: с горами, долинами, виражами и балконом для зрителей. Прокатиться по здешним трамплинам крайне соблазнительно не только на мотоцикле, но и на велосипеде.
- Трасса - прелесть: песочная, тяжелая, а вид какой... Бывает, и на машинах приезжают. Но я их дрыном гоняю: они профиль трассы портят, - Ситковский мужчина решительный и дрын использует по-разному. Как-то на глазах у представителей Ижевского завода измял дубиной собственный мотоцикл, показывая, как надо изменить раму.
А полгода назад случилась у Ситковского большая радость: ученики и коллеги скинулись и купили ему хороший гоночный мотоцикл. Его марку КТМ Владимир Иванович расшифровывает как Кентаврик Мечты. Кентавр - он сам, а Мечта - что новый "мотик" с кнопки заводится: "Сколько я до этого сапог порвал о кикстартер, не перечесть".
Мотоцикл именной: на борту личный номер гонщика - 41, его фамилия и прозвище. Под рулем, на бензобаке - маленький крестик. Его тоже коллеги прикрутили - на всякий случай.
Про секрет долголетия и семейного счастья 85-летний муж, дед и прадед говорит так:
- Надо много двигаться, иметь любимое дело и чтобы жена на него отпускала.