16.08.2023 19:10
Экономика

Рост цен на бензин осенью замедлится, а на дизельное топливо ускорится

Текст:  Сергей Тихонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №184 (9129)
Цены на бензин в рознице без остановки растут с первой недели мая. С этого момента на АЗС литр АИ-92 подорожал, по данным Росстата, относительно значений конца прошлого года на 2 рубля 79 копеек (5,9%), АИ-95 - на 3 рубля 17 копеек (6,2%). Дизельное топливо (ДТ) включилось в гонку лишь с конца июля, но за неполный месяц прибавило в цене 82 копейки (1,4%).
АЗС сейчас закупаются товаром на оптовом рынке по очень высоким ценам. / Александр Река / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Рост не критический, хотя с бензином уже заметно обгоняет инфляцию (по данным Росстата - 3,52%). В России есть товары, которые подорожали значительно сильнее, например, курица, сахар или апельсины. Но настораживают два фактора. Во-первых, стоимость бензина и ДТ влияет на цены других товаров. Во-вторых, предпосылок для снижения цен на АЗС нет, рассчитывать можно лишь на остановку их роста. Причем если вероятность, что подорожание бензина осенью остановится поскольку сезонно снизится спрос, достаточно велика, то рост стоимости ДТ, скорее всего, ускорится из-за перехода на более дорогие зимние сорта.

На бирже ситуация соответствующая. Здесь цены не регулируются государством, поэтому их рост заметно выше. Марка АИ-92 подорожала с конца прошлого года на 70%, АИ-95 - на 62%, а ДТ - на 40%. Причем котировки всех видов топлива в этом году неоднократно побили исторические рекорды стоимости.

В Минэнерго, комментируя ситуацию, отметили, что спрос на внутреннем рынке обеспечен предложением, но поскольку цены на моторное топливо являются рыночными, в отдельные моменты происходит их рост выше инфляции. Для снижения волатильности с 1 сентября вступят в силу нормативы по увеличению минимальных объемов продаж на бирже СПбМТСБ по автомобильному бензину до 13%, а дизельному топливу - до 9,5%, уточнили в ведомстве.

Также в правительстве обсуждаются способы ограничения экспорта топлива, чтобы увеличить его предложение на внутреннем рынке и снизить давление на цены снизу. Рассматриваются разные варианты - лицензирование экспорта для компаний, запрет экспорта для не производителей топлива, составление списка экспортеров, а также увеличение экспортной пошлины на топливо.

Минэнерго планирует составить список экспортеров бензина

Все перечисленные меры могут сдержать цены и достигли бы цели в обычное время, но с сентября для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ухудшаются налоговые условия.

Будет скорректирован демпферный механизм, выплаты по нему нефтяникам сократятся вдвое. Эти выплаты компенсируют часть разницы между экспортной стоимостью топлива и индикативными ценами на него, установленными государством. Если экспортная стоимость бензина или ДТ выше индикативных цен, как сейчас, то выплаты идут из бюджета НПЗ.

Только за июль по условиям демпфера нефтяники получили из казны 110,4 млрд рублей. Минимальные выплаты в этом году были в январе - 47,9 млрд рублей. То есть уже за сентябрь доходы НПЗ упадут на десятки миллиардов рублей. Всего в России около 30 крупных нефтеперерабатывающих заводов. В среднем издержки одного НПЗ возрастут на 0,8-1,8 млрд рублей в месяц. Их придется компенсировать, из воздуха деньги не берутся. В первую очередь это отразится на ценах в опте.

Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, прямой взаимосвязи между ценами в оптовом и розничном сегментах не существует. Если в опте они устанавливаются на основе рыночных принципов, то в рознице - сдерживаются властями в режиме "ручного управления". Их синхронный рост - скорее следствие одной причины, а не результат воздействия оптового звена на розницу. Причина эта - усиление фискального давления на отрасль на фоне общего роста инфляции и ослабления курса рубля.

Лицензирование или создание списка экспортеров приведет к тому, что либо экспорт встанет, либо пойдет через Беларусь или Казахстан

Прямой связи нет, но АЗС закупаются товаром на оптовом рынке, то есть сейчас по очень высоким ценам, которые могут вырасти еще больше. Хотя по мнению заместителя председателя Наблюдательного совета Ассоциации "Надежный партнер" Дмитрия Гусева, сентябрьскую корректировку демпфера, рынок уже отыграл, но еще осталось отыграть снижение курса рубля. При этом эксперт считает, что говорить о снижении цен на АЗС сейчас в принципе невозможно, поскольку 95% времени они работают либо в ноль, либо в минус. Единственный вариант - это остановка роста цен на АЗС, и то такое возможно, лишь только если просядут цены на бирже. Это произойдет, по крайней мере по бензину, поскольку сезон отпусков подходит к концу. С ДТ осенью возможны проблемы, в связи с ростом потребления зимних сортов.

C 1 августа в России подорожали автомобили 13 марок

В сентябре все успокоится, нормализуется, если, конечно, не будет дополнительных действий ЦБ, связанных с курсом рубля, поскольку выросшая ставка уже влечет за собой рост стоимости кредитов для трейдеров и АЗС, говорит Гусев. При этом меры по ограничению экспорта едва ли сработают, считает он. Единственная работающая мира - это увеличение экспортных пошлин. Но это противоречит позиции профильных ведомств и системе налогового маневра (большой налоговый маневр - снижение экспортных пошлин и рост налога на добычу полезных ископаемых).

Лицензирование или создание списка экспортеров приведет к тому, что либо экспорт встанет, а это будет неприятно для доходов бюджета, либо он пойдет через Беларусь или Казахстан. Мы же не можем ограничить сотрудничество в рамках ЕАЭС, поясняет эксперт.

С точки зрения Андрианова, ограничительные меры правительства могут дать свой эффект. Но это не комплексное лечение застарелой болезни, а лишь временное обезболивающее, причем не вполне безобидное для организма "пациента". В результате резкого сокращения демпфера привлекательность нефтепереработки и поставок топлива на внутренний рынок резко снижается, а падение курса рубля создает дополнительные стимулы для экспорта нефтепродуктов.

Для комплексного и долгосрочного решения проблемы необходимо в целом отказаться от идеи дальнейшего усиления налогового пресса на нефтяную отрасль. Помимо роста фискального давления негативным фактором служит и излишняя частота таких налоговых нововведений. За последние 3,5 года в налоговом законодательстве страны было принято целых 26 изменений ключевых параметров, увеличивающих налоговую нагрузку на отрасль, отмечает эксперт.

Бензин