Тягаться с мастодонтами федеральной индустрии высоких технологий регионы Северо-Запада, конечно, не могут. Однако такую цель перед локальными разработчиками никто не ставит. Их задача, полагают эксперты, - помочь региональному бизнесу наладить работу после ухода с российского рынка зарубежных компаний и отзыва лицензий популярного импортного программного обеспечения (ПО).
Главные тренды для отечественных разработчиков сегодня - кибербезопасность, IT-поддержка корпоративного сектора и госуслуг, разработка цифровой инфраструктуры, а также простые приложения для клиентов и менеджмента компаний.
- Рынок высоких технологий очень сильно трансформировался. С него практически исчезли венчурные стартапы, на которые раньше приходилась львиная доля инвестиций. Их место активно занимают нишевые команды разработчиков, ориентирующиеся на работу с конкретными предприятиями, - рассказал генеральный директор компании по цифровизации бизнеса Сергей Емельченков.
На такое бурное развитие отечественных айтишников, по мнению эксперта, подтолкнул уход с рынка иностранных инвесторов, доля которых раньше превышала 80 процентов. В результате освободилась крупная "поляна", которую успешно занимают небольшие компании-разработчики программных продуктов. Особенно это касается сегмента индустриального софта. Теперь такие стартапы открывают на собственные средства, а не при помощи внешних инвестиций, как раньше.
В качестве примера можно привести Калининградскую область, где местные разработчики активно осваивают сферу ЖКХ, а также гостиничный и ресторанный бизнес. Так, например, один из самых популярных девелоперских трендов региона - возможность входа в подъезд жилого дома при помощи специального приложения на мобильном телефоне. С точки зрения разработки его нельзя назвать сложным, зато оно избавляет от необходимости везде носить с собой ключ от домофона. В результате такую опцию включают почти в два процента продуктов для системы жилищно-коммунального хозяйства.
С рестораторами - другая история. Приложения для них разрабатывают с прицелом на увеличение клиентской базы и упрощение менеджмента внутри компании. По-настоящему качественных и функциональных программ на рынке пока не так много, поэтому, как отмечают сами владельцы ресторанного бизнеса, разработчикам есть где развернуться.
- Первое, что приходит в голову, - системы автоматической торговли, или так называемые POS. Многие процессы нашей "внутренней кухни" благодаря таким цифровым помощникам стали значительно проще. Выручают и сервисы по онлайн-бронированию, которые помогают клиентам, - не нужно искать номер телефона заведения, связываться с администратором. Достаточно оформить заявку на сайте, а мы уже сами перезвоним и уточним детали, - поделилась своим мнением управляющий директор ресторанного холдинга Инга Коваленко. - Это банальная оптимизация расходов и времени. Кроме того, цифровизация позволяет охватить большую аудиторию и предоставить дополнительные возможности. Мы сейчас осваиваем концепцию цифрового меню. Гостю больше не нужно ждать официанта. По QR-коду он может самостоятельно сделать заказ, который сразу уйдет в работу.
Нужно учитывать, что "цифра" весьма требовательна к ресурсам и нуждается в постоянном техническом обслуживании. С той же оплатой по уже упомянутым QR-кодам до сих пор возникают проблемы - сервис частенько сбоит. Бизнес должен понимать, что цифровизация в дальнейшем потребует дополнительных расходов на регулярные обновления. В этом отношении IT-компании не упустят возможности заработать.
Впрочем, не только запросы рынка повлияли на рост малого предпринимательства в области информационных технологий СЗФО. Иногда сама локация и развитая инфраструктура способствуют развитию бизнеса. В этом отношении Санкт-Петербург и Ленинградская область побили все рекорды. Лишь за четыре месяца 2023 года число IT-компаний там выросло на 75 процентов. Это второй результат в стране, выше - только Москва. Город на Неве привлекает приемлемой ценой аренды офисов и относительно доступными ценами по сравнению со столичным регионом. К тому же в Петербурге сформировалось открытое IT-сообщество, которое привлекает и обучает молодых специалистов. Еще один плюс - удобная логистика, позволяющая работать практически со всеми регионами страны.
- Здесь тоже есть свои подводные камни. Следует понимать, что айтишник, приехавший в Петербург, скажем, из Калининграда, не будет получать московскую зарплату по той причине, что уровень жизни в Северной столице не такой высокий. Отсюда - текучесть кадров во многих компаниях, включая малый бизнес, - подчеркнула разработчик мобильных приложений Елена Чумакова. - По своему опыту скажу, что многие рассматривают Санкт-Петербург как своеобразный трамплин: приходят в небольшую фирму, набираются опыта, а после релоцируются в Москву в более крупную IT-компанию.
Конкуренция высокая. Чтобы продвинуть свой локальный продукт на рынке, айтишникам нужно сильно постараться. Поэтому локальные продукты смотрятся наиболее выигрышно. Особое внимание, полагают эксперты, следует уделять креативному сектору, профессиональным сообществам и системе ЖКХ. Ведь удачные проекты затем можно масштабировать на всю страну.