Отель, где живут приехавшие с главой МИД России Сергеем Лавровым на БРИКС российские журналисты, расположен в двух минутах от места проведения саммита. Так что пара истребителей, с ревом проносящихся, кажется, над самыми крышами, не удивляет. Как и сбивающиеся в кучки на каждом перекрестке полицейские. Местами к греющимся на зимнем юаровском солнце броневичкам подогнаны небольшие прицепы - примерно такие, на которых в России перевозят с дачи картошку. Но здесь на них громоздятся мотки с колючей проволокой. На всякий случай. Но пока все спокойно. Местные водители стоически выдерживают перекрытые улицы и множество "белых" с бейджиками саммита, бесконечное число раз перебегающих проезжую часть. Регулировщики за пару дней саммита устали махать руками, останавливая поток машин ради дипломатических лимузинов.
Первую половину среды лидеры входящих в БРИКС стран работали в закрытом режиме. Утром они встретились в узком составе, затем, после десятиминутной паузы на фотографирование, вновь продолжили беседовать за закрытыми дверьми, но уже с участием своих делегаций. Многое из того, что обсуждалось, было озвучено накануне в обращениях президентов к Деловому форуму БРИКС. Традиционно звучащие на нем заявления задают тон дальнейшему саммиту, обозначают его приоритеты.
О том, представители сколь разных стран входят в состав объединения, наглядно можно было судить по сделанной "личниками" съемке приезда глав делегаций на переговоры. Сдержанный, по-восточному замкнутый китайский лидер Си Цзиньпин, темпераментный бразилец Лула да Силва, раз пять постучавший в знак симпатии встречавшего его президента ЮАР по разным частям тела, словно находящийся в длительной медитации премьер Индии Нарендра Моди и улыбчивый Сергей Лавров на несколько секунд задерживались перед камерами, чтобы те успели их заснять для истории. Эксперты и СМИ признают: нынешний саммит в Йоханнесбурге имеет все шансы стать вехой в развитии человечества.
Наряду с вопросами геополитики участники встречи в Йоханнесбурге говорили о ряде финансово-экономических шагов. Некоторые из них потребуют дополнительной проработки, другие будут реализованы в обозримой перспективе. В своих оценках лидеры демонстративно избегали упоминания о том, что предпринимаемые действия носят "антизападный" характер, но признавали, что по многим совокупным показателям БРИКС уже обходит входящие в G7 страны. И это придает объединению дополнительный вес на международной арене, делает его привлекательным центром силы для не западного мира. Прежде всего для той его части, которая не доверяет Вашингтону и кого не устраивает доминирование Запада в мировых делах. Образно говоря, в своем нынешнем виде БРИКС стал "политической Джокондой", в которой каждое из государств так называемого Глобального Юга находит что-то для себя привлекательное, созвучное своим долгосрочным интересам.
Для того чтобы понять причину возросшего интереса к деятельности БРИКС, стоит вернуться к прошлогоднему программному выступлению лидера КНР Си Цзиньпина на Деловом форуме объединения. Приведу лишь несколько цитат. "В Китае издревле говорят: "Твердая память о прошлом - лучший советник для будущего". Печальные уроки человечества показывают, что гегемонизм, блоковая политика и конфронтация не принесут ни мира, ни безопасности, кроме конфликтов и войн". И еще: "Мы не должны бояться, что проплывающие облака будут мешать нам смотреть вдаль, а должны осознать закон исторического развития, не отвлекаясь на сиюминутные проблемы и трудности". Глобальная привлекательность БРИКС заключается в его молодости, в незашоренности, в том, что это объединение декларирует те принципы будущего, которые созвучны понятиям о справедливости у народов подавляющего большинства испытавших колониализм стран.
В ряде западных СМИ мелькает мысль о том, что "семерке" пришло время отказаться от высокомерного отношения к остальному миру. И предложить что-либо развивающимся экономикам, чтобы перетянуть их на свою сторону. Но на практике происходит обратное - напуганный перспективой потери морального и финансового господства Запад дополнительно закручивает гайки, стремясь с помощью санкций и косвенных ограничений затормозить развитие геополитических конкурентов. Тем самым еще сильнее толкает в объятия БРИКС колеблющихся.
В своей речи на саммите глава Бразилии Лула да Силва назвал недопустимой существующую дискриминационную политику кредитования в отношении развивающихся государств, призвал к реформе ВТО и созданию общей финансовой единицы БРИКС для торговых расчетов. Вообще обсуждаемая на саммите в Йоханнесбурге финансово-экономическая повестка выглядит не менее значимой по масштабам поднимаемых вопросов, чем повестка геополитическая. Ожидается, что на саммите будет подписано рамочное соглашение о создании пула валютных резервов для взаимной помощи на случай резкого сокращения золотовалютных резервов какой-либо страны-участницы. Будут расширены возможности Нового банка развития БРИКС, в деятельности которого хотели бы принять участие еще около 15 стран. По словам премьера Нарендра Моди, это финансовое учреждение- "страховочная сетка для объединения", работающая на страны Глобального юга. В отличие от Всемирного банка, обслуживающего преимущественно интересы коллективного Запада.
В своем выступлении на саммите глава индийского правительства сделал упор на экономической составляющей БРИКС - предложения Дели касались более тесного взаимодействия "семьи БРИКС" в области космоса и технологий, укрепления проектов, делающих более доступными образование и медицину. Как и глава Бразилии, Моди подтвердил, что Индия выступает за расширение БРИКС. И получил от президента ЮАР достойное "аллаверды" - по словам Сирила Рамафосы, его страна так ценит мнение Индии, что готова туда отправить еще больше быстроногих гепардов, поскольку индийцы очень любят больших кошек.
Председатель КНР Си Цзиньпин обратил внимание собравших на преследующий мир "менталитет холодной войны". Он призвал страны БРИКС к координации по региональным и международным темам, консультациям по горячим вопросам. "Мы должны уважать все пути модернизации, цивилизации должны учиться друг у друга", - считает лидер Китая. Истинная многосторонность, солидарность, борьба с разделением, против закрытых групп, реформа валютной системы - таковы тезисы выступления Си Цзиньпина. "Мы должны воспользоваться форматом БРИКС плюс и расширением, чтобы нарастить нашу семью", - считает китайский лидер. Он уверен: справедливость восторжествует, и проводником этого нового подхода к миропорядку становится БРИКС.
"Запад так и не смог преодолеть ни своего высокомерия, ни своих предрассудков, а не западные страны не могут вечно ждать его пробуждения", - объясняет причины внимания к деятельности БРИКС китайская "Глобал таймс". Издание приводит мнение неназванного индийского дипломата, который называет враждебный взгляд Запада на деятельность БРИКС "болезненным страхом вымирания".
Саммит БРИКС в ЮАРО том, насколько верна такая оценка, можно спорить, но очевидно другое: здесь, в Йоханнесбурге, на нынешнем саммите БРИКС мы наблюдаем важнейший скачок в развитии объединения, его переход на принципиально новый цивилизационный уровень. Этот глобальный созидательный тренд делает БРИКС инвестиционно привлекательной структурой для большинства стран, если в данном случае иметь в виду не только привычные финансовые, но также долгосрочные политические инвестиции.
"Гора велика потому, что вмещает в себя все камни, моря глубоки потому, что принимают в себя все мелкие речушки и ручьи. Инклюзивность, общедоступность и взаимная выгода - верный путь развития", - говорил о перспективах БРИКС председатель КНР. На саммите в ЮАР Си Цзиньпин назвал развитие "правом всех государств, а не только привилегией избранных". С ним трудно не согласиться.