Россия и Беларусь в судьбе Владимира Польского давно сплелись воедино. Мама-белоруска познакомилась с отцом-россиянином во время Великой Отечественной. Владимир родился в Ставропольском крае, а в 1989-м переехал на мамину родину в Сенно.
Про таких, как Владимир Польский, говорят: мастер на все руки. С удовольствием и безупречно делает руками все, что можно: дом построит, печку сложит, цимбалы смастерит. Где всему учился?
- Кроме школьных знаний и профессии киномеханика, полученной в армии, всему научила жизнь, - говорит умелец.
Слухи о его талантах быстро распространились по Сенно. Однажды директор музыкальной школы попросил Владимира отремонтировать скрипки, балалайки, гитары. Он взялся, хотя раньше ничего подобного не делал.
- Мне просто было интересно попробовать. Не люблю однообразную, монотонную работу: труд должен приносить не только деньги, но и удовольствие, - убежден мастер.
Владимир за эту помощь получил благодарственное письмо от музыкальной школы и теперь помогает, когда попросят.
История получила продолжение. Директор порекомендовал Владимира знакомому, искавшему золотые руки. Набрав группу мастеров, которые изготавливали музыкальные инструменты, тот прилично на них зарабатывал.
- За детские цимбалы платил 100 российских рублей. Сейчас я делаю их сам и отдаю по 1000 рублей за штуку, а продают их в России по 5600. Я беру количеством: заказали 50 - выдаю 150. Их забирают в Москве оптом и тут же расплачиваются. Меня это устраивает, - признается мастер. - А из оптового магазина разъезжаются мои игрушки по всей России: по детсадам, обычным и музыкальным школам, музучилищам, фольклорным коллективам.
Раньше цимбалы, пианино, гитары делали в Борисове на фабрике пианино. Теперь деревянные музыкальные инструменты массово не производит никто, кроме таких мастеров, как Владимир Польский. Благодаря умельцам уникальные народные инструменты продолжают жить, на них играют дети и профессиональные артисты.
Мастер показывает свои творения и рассказывает о них с огромным удовольствием. Подставка для цветов (так я думала) оказалась балийским ксилофоном. Цимбалы и ксилофон вернули меня в детство: любила на таких играть. Любопытно, что звучат и дрова (инструмент, схожий с ксилофоном). А сколько видов трещоток и румб! Многие видела впервые: бич-хлыст, кокошник, кожа...
- Как вам удается сделать так, чтобы дерево зазвучало по нотам?
- Есть определенные "певучие" породы, каждая используется по своему назначению. Настраиваю инструменты на специальном станочке, а тюнером проверяю, правильно ли. Надо повысить или понизить звук - значит, подрезаю, дотачиваю. Тонкостей много. Но пока никто не жаловался, - говорит Владимир.
- Что самое важное, когда делаешь инструмент?
- Желание, настроение и трезвый ум. Если не в духе, даже и не начинаю.
Официально ремесленной деятельностью Владимир Польский занимается более пяти лет. Платит налог в размере двух базовых величин (74 белорусских рубля, около 2300 российских) в год. На один заказ у мастера уходит примерно месяц-полтора, доход в среднем 40-50 тысяч российских рублей в месяц. Самое дорогое - изготовление цимбал. Лист фанеры - 50 белорусских рублей (более 1500 российских), каждый металлический вирбель стоит 10 российских рублей, а их надо в цимбалы 15 штук - получается уже 150 рублей. Это не считая струн, штифтов и прочей фурнитуры. Что касается иных изделий, то Владимир Польский использует для их изготовления обрезки, которые ему бесплатно отдают на пилораме.