Более 30 видов музыкальных инструментов делает мастер с Витебщины. Где он всему учился

Кокошник, ксилофон, дрова, трещотка, бич-хлыст, кожа, румба, цимбалы, маракас... Более 30 видов музыкальных инструментов делает из дерева Владимир Польский, мастер из белорусского райцентра Сенно на Витебщине.

Россия и Беларусь в судьбе Владимира Польского давно сплелись воедино. Мама-белоруска познакомилась с отцом-россиянином во время Великой Отечественной. Владимир родился в Ставропольском крае, а в 1989-м переехал на мамину родину в Сенно.

Про таких, как Владимир Польский, говорят: мастер на все руки. С удовольствием и безупречно делает руками все, что можно: дом построит, печку сложит, цимбалы смастерит. Где всему учился?

- Кроме школьных знаний и профессии киномеханика, полученной в армии, всему научила жизнь, - говорит умелец.

Слухи о его талантах быстро распространились по Сенно. Однажды директор музыкальной школы попросил Владимира отремонтировать скрипки, балалайки, гитары. Он взялся, хотя раньше ничего подобного не делал.

- Мне просто было интересно попробовать. Не люблю однообразную, монотонную работу: труд должен приносить не только деньги, но и удовольствие, - убежден мастер.

Владимир за эту помощь получил благодарственное письмо от музыкальной школы и теперь помогает, когда попросят.

История получила продолжение. Директор порекомендовал Владимира знакомому, искавшему золотые руки. Набрав группу мастеров, которые изготавливали музыкальные инструменты, тот прилично на них зарабатывал.

- За детские цимбалы платил 100 российских рублей. Сейчас я делаю их сам и отдаю по 1000 рублей за штуку, а продают их в России по 5600. Я беру количеством: заказали 50 - выдаю 150. Их забирают в Москве оптом и тут же расплачиваются. Меня это устраивает, - признается мастер. - А из оптового магазина разъезжаются мои игрушки по всей России: по детсадам, обычным и музыкальным школам, музучилищам, фольклорным коллективам.

Раньше цимбалы, пианино, гитары делали в Борисове на фабрике пианино. Теперь деревянные музыкальные инструменты массово не производит никто, кроме таких мастеров, как Владимир Польский. Благодаря умельцам уникальные народные инструменты продолжают жить, на них играют дети и профессиональные артисты.

Мастер показывает свои творения и рассказывает о них с огромным удовольствием. Подставка для цветов (так я думала) оказалась балийским ксилофоном. Цимбалы и ксилофон вернули меня в детство: любила на таких играть. Любопытно, что звучат и дрова (инструмент, схожий с ксилофоном). А сколько видов трещоток и румб! Многие видела впервые: бич-хлыст, кокошник, кожа...

- Как вам удается сделать так, чтобы дерево зазвучало по нотам?

- Есть определенные "певучие" породы, каждая используется по своему назначению. Настраиваю инструменты на специальном станочке, а тюнером проверяю, правильно ли. Надо повысить или понизить звук - значит, подрезаю, дотачиваю. Тонкостей много. Но пока никто не жаловался, - говорит Владимир.

- Что самое важное, когда делаешь инструмент?

- Желание, настроение и трезвый ум. Если не в духе, даже и не начинаю.

Арифметика дела

Официально ремесленной деятельностью Владимир Польский занимается более пяти лет. Платит налог в размере двух базовых величин (74 белорусских рубля, около 2300 российских) в год. На один заказ у мастера уходит примерно месяц-полтора, доход в среднем 40-50 тысяч российских рублей в месяц. Самое дорогое - изготовление цимбал. Лист фанеры - 50 белорусских рублей (более 1500 российских), каждый металлический вирбель стоит 10 российских рублей, а их надо в цимбалы 15 штук - получается уже 150 рублей. Это не считая струн, штифтов и прочей фурнитуры. Что касается иных изделий, то Владимир Польский использует для их изготовления обрезки, которые ему бесплатно отдают на пилораме.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться