24.08.2023 12:00
Культура

Наталия Мозжакова: Любой директор, даже если он находится в небольшом поселке, все равно хочет сделать свой театр самым лучшим

Текст:  Инга Бугулова
Как живется театрам за пределами столиц? Что у них "болит", а какими успешными кейсами, наоборот, хочется поделиться? Чтобы ответить на все эти вопросы - и не только, фестиваль "Золотая Маска" вместе с Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко проводят форум "Театры малых и средних городов России". Руководители государственных театров и театральных компаний съедутся с 4 по 6 сентября в Москву, где их ждет интенсивная образовательная программа.
/ пресс-служба "Золотой Маски"
Читать на сайте RG.RU

Куратор проекта, директор "Нового молодежного театра" (Нижний Тагил) Наталия Мозжакова рассказала "Российской газете" о том, как удалось превратить узкое обсуждение в полновесный трехдневный форум, и о том, чем театр из глубинки может заинтересовать именитого режиссера.

Форум театров малых и средних городов России существует уже шестой год, но сейчас, насколько я понимаю, его формат несколько изменился. Расскажите, пожалуйста, как начинался этот проект и что он представляет собой сегодня?

Наталия Мозжакова: Начиналось все в 2018 году с одноименного круглого стола, в котором тогда принимали участие всего около десяти человек - директоров театров, и обсуждали свои профессиональные проблемы: отличия работы театров в небольших городах от столичных, особенности финансирования, отношений с учредителем, труппы и репертуара… Первые три года формат был именно таким. Но уже в 2021 году количество участников резко увеличилось - после пандемии, когда мы все сидели взаперти и варились каждый в собственном соку, возникла острая необходимость живого общения, необходимость понимания тенденций развития театра, в сущности, в новом времени. С тех пор нас становится все больше, и, конечно, говорить о том, что это круглый стол, уже некорректно - в этом году мы ждем порядка сотни участников. На данный момент заявлены представители 84 театров из самых разных регионов России, при этом 21 театр будет у нас впервые.

/ пресс-служба "Золотой Маски"

Существует ведь федеральная программа поддержки театров малых городов. На нее вы как-то ориентируетесь, она помогает?

Первая "Мадам Баттерфляй": Дмитрий Бертман рассказал о планах "Геликон-оперы" в новом 34-м сезоне

Наталия Мозжакова: Именно на базе театров-участников этой федеральной программы мы и собрали наш первый круглый стол. Эта программа работает, если я не ошибаюсь, с 2015 года и дает возможность финансовой поддержки театрам малых городов с населением до 300 тысяч человек. Деньги можно потратить на создание спектаклей или улучшение материально-технической базы. И это очень важно, потому что в муниципалитетах чаще всего средств на приобретение необходимых технологических вещей не хватает, а театр не стоит на месте. И если в столице, например, есть возможность поднять цену билета, то в малом городе театр никогда себе этого позволить не сможет - и цена билета, и общий уровень дохода здесь значительно меньше, обновить за счет собственных средств парк прожекторов или купить новый звуковой пульт зачастую невозможно. Программа такую возможность дает. А еще - позволяет приглашать в регионы известных режиссеров, с хорошей школой.

Сейчас в федеральной программе - 197 театров. Кроме того, в прошлом году было инициировано создание Ассоциации театров малых городов, и на нынешнем форуме состоится первый сбор ее участников.

/ пресс-служба "Золотой Маски"

В программе форума особенное внимание уделено вопросам права, маркетинга, менеджмента. Получается, с творческой частью дела у театров обстоят лучше, чем с управленческой?

Наталия Мозжакова: Каждый раз программу мы формируем по запросам участников. Нередко и творческие вопросы встают на первый план - что касается формирования репертуарной политики, взаимодействия с художественным руководством и так далее. Да, в этом году у нас участвуют только руководители театров, а в прошлом, например, были худруки и главные режиссеры. Мы обсуждали вопросы, связанные с современной драматургией, взаимодействие с авторами, приглашали представителей разных литературных конкурсов, чтобы понять, кто и как сейчас пишет, как налаживать с ними контакт.

Все, что касается творческого начала, для малых городов очень актуально, ведь любой директор, даже если он находится в небольшом поселке городского типа, все равно хочет сделать свой театр самым лучшим. Чтобы ставили известные режиссеры и художники, чтобы артисты получали обратную связь от публики, чтобы шли спектакли, о которых говорят. Ну, а вопросы маркетинга, продвижения, работы с соцсетями - без этого сегодня не обходится ни один театр. Мы друг у друга учимся. Делимся, например, успешным опытом написания заявок на гранты, потому что дополнительное финансирование всегда необходимо, вместе придумываем проекты. И это помогает развиваться дальше.

/ пресс-служба "Золотой Маски"

Все-таки поподробнее - что будет ждать участников в программе нынешнего форума?

Наталия Мозжакова: В первый день мы поговорим о перспективной концепции развития театра. Кто мы, зачем, куда идем - это такая творческая история, которая позволит сверить часы и сформулировать каждому театру свою миссию. Второй день будет посвящен юридическим и финансовым вопросам, обсудим изменения в законодательстве, в части, например, авторских прав и многого другого. И третий день посвящен сайтам и соцсетям, работа в этом направлении тоже за последнее время очень сильно изменилась. Мы пригласили спикеров "ВКонтакте", которые проанализируют официальные странички каждого участника и выдадут рекомендации - как вести группу, продвигать ее, собирать аудиторию. Кстати, у "ВКонтакте" тоже появились гранты, они поддерживают в том числе и театральные проекты. Поэтому думаю, будет очень интересно.

Какие основные болевые точки у театров в малых городах?

Наталия Мозжакова: Очень много лет мы говорим об одном и том же - с точки зрения законотворчества нет четко сформулированных нормативов для финансовых структур. Свои нормативы есть у библиотек, есть у музеев, именно на них опираются учреждения культуры, защищая бюджеты. У театров таких нормативов нет. Этот вопрос по-прежнему остается актуальным, и только с помощью общения, черпая опыт друг друга, мы каким-то образом приводим все к общему знаменателю. Конечно, это и вопросы репертуарной политики. Вопрос работы с Пушкинской картой - а для регионов это важно особенно, потому что до сих пор подключение молодого населения к этой программе нельзя назвать стопроцентным.

Ну, и нацпроект "Культура", в рамках которого проходят капитальные ремонты зданий театров. Это тоже одна из наших больных тем. Тот, кто участвовал в этой программе, делится опытом с тем, кто только пытается в нее попасть, чтобы привести здание к уровню, необходимому для показа спектаклей. Я бы еще сказала о кадрах. Набор труппы, поиск режиссеров, художников, узких специалистов - в регионах это часто серьезная проблема.

/ пресс-служба "Золотой Маски"
Тонна воды и тысяча фотографий: Закулисье МХАТа показали в Новом Манеже

А может ли вообще театр в небольшом городе стать интересным известному режиссеру? Заинтересовать публику за пределами своего региона?

Наталия Мозжакова: Конечно. Вот вы, наверное, даже не слышали о таких небольших городах, как Мотыгино и Шарыпово Красноярского края. Туда можно только по зимнику доехать, но там есть прекрасные театры, которые были номинированы на "Золотую Маску" и показывали свои спектакли в Москве. От чего это зависит? Театр хочет быть актуальным живым. Именно это стремление позволяет труппе развить творческий потенциал и создавать что-то уникальное и настолько интересное, что становится замеченным за пределами родного города. И в этом смысле, я думаю, у нас большие перспективы.

Театр