25.08.2023 15:57
Общество

Как ректоры оценивают цифровизацию университетских исследований

Текст:  Мария Агранович
Высшая школа экономики в рамках проекта "Делаем науку в России" провела масштабное исследование. Почти 600 ректоров и руководителей научных институтов высказались об уровне цифровой трансформации сферы исследований и рассказали, чему здесь нужно уделить особое внимание.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Не секрет, что в связи с ускоренной цифровизацией практически всех областей деятельности, в том числе и науки, активно разрабатываются и внедряются государственные информационные системы, развиваются цифровые сервисы в вузах и научных организациях, а исследовательские процессы переносятся в цифровую среду.

В целом "оцифровку" науки оценивают позитивно. По мнению большинства руководителей вузов и НИИ, исследователи хорошо владеют современными цифровыми технологиями - разбираются в прикладном программировании, компьютерном моделировании, сборе и обработке больших данных. Важно, что ученые не стоят на месте и стремятся совершенствовать те навыки, которые уже есть.

Среди научных сервисов лучше всего, по мнению опрошенных, работают цифровые библиотеки, стабильно функционируют и сервисы патентного анализа.

Но кое-чему нужно уделить повышенное внимание. В условиях ограниченного доступа к зарубежным базам научно-технической информации может поползти вниз и число актуальных публикаций в цифровых библиотеках. А значит нужно активно развивать внутренние корпоративные базы знаний, порталы и информационные системы.

Дмитрий Чернышенко: До конца 2025 года "Цифровые кафедры" выпустят свыше 385 тыс человек

Среди государственных мер поддержки максимальные баллы получило предоставление доступа к научной и научно-технической информации: с 2020 года эта работа организована через единого оператора - Российский центр научной информации.

По оценке респондентов, в будущем может вырасти востребованность портала "Научно-техническая инфраструктура РФ", где содержится информация о центрах коллективного пользования научным оборудованием и уникальных исследовательских установках.

Результаты исследования "РГ" прокомментировал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

- Процессам цифровизации науки и высшего образования уделяется приоритетное внимание. При участии широкого круга экспертов обновляется Стратегическое направление цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, совершенствуются государственные информационные системы, разрабатываются новые образовательные программы, - отметил министр. - Во многих университетах уже назначены ответственные за цифровизацию проректоры. А при оценке хода масштабных госпроектов, таких как программа "Приоритет-2030", "Передовые инженерные школы", цифровой показатель является одним из ключевых. При этом важно понимать, что достичь высоких результатов в цифровизации науки и высшего образования можно только объединив усилия всех участников процесса: государственных органов, вузов, институтов и индустриальных партнеров

Как рассказала "РГ проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская, цифровая трансформация науки и высшего образования - эффективный инструмент обеспечения научного и технологического превосходства всей страны.

- Ведь именно цифровые технологии позволяют достаточно быстро и качественно анализировать большие объемы информации, тестировать гипотезы в виртуальных лабораториях с использованием в том числе искусственного интеллекта, формировать распределенные междисциплинарные команды исследователей, развивать конкурентные условия создания научного знания, - пояснила эксперт.

Образование