27.08.2023 06:00
Общество

75 лет назад в Ленинграде запустили Малую Октябрьскую детскую железную дорогу

Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
В этом году Малой, или Детской, Октябрьской железной дороге исполняется 75 лет. Первые поезда по ней пошли в 1948 году, спустя всего три года после окончания Великой Отечественной войны. Сегодня это мощный центр профессиональной ориентации со статусом учреждения дополнительного образования для школьников 5-11 классов. Согласно официальным данным, ежегодно на Малой ОЖД занимаются около 1100 подростков. Более 60 процентов ее выпускников получают среднее и высшее профильное образование и впоследствии связывают свою жизнь с железной дорогой.
/ Архив МОЖД
Читать на сайте RG.RU

Содержание

  1. Трасса МОЖД: как она менялась со времени открытия
  2. Подвижной состав: история и современность
  3. Безопасность: комментарии замначальника Малой ОЖД
  4. Как стать юным железнодорожником

Трасса

Трасса Малой Октябрьской железной дороги (МОЖД) менялась трижды. Сначала ее планировалось обустроить на правом берегу Невы, от Невского лесопарка до реки Оккервиль. Сегодня это территория Невского района Санкт-Петербурга активно развивается, но в 1937 году, когда проект только прорабатывался, была глухой окраиной. За год до этого, в 1936 году, был построен Володарский мост, так что Малая ОЖД могла помочь развиваться району Веселого Поселка, но помешала война.

Приказ о постройке детской железной дороги в Ленинграде был издан в 1947 году. Теперь для ее прокладки выбрали противоположный конец города. Трасса протяженностью чуть более восьми километров с тремя остановками - Кировская, Зоопарк, Озерная - начиналась там, где сегодня расположена станция метро "Старая деревня", и доходила до железнодорожной станции Шувалово.

Когда район Комендантского аэродрома в 1960-е годы начали застраивать, от восьми километров осталось только три, но по ним продолжали ходить учебные поезда. Станцию Зоопарк переименовали в Пионерскую. Оставшийся участок Пионерская - Озерная поделили пополам и построили разъезд Юный. А в 1991 году Малой ОЖД пришлось уступить строящемуся городу еще километр трассы - осталось 2,1. Но жизнь исторической трассы продолжается, она эксплуатируется и сейчас.

В 2007 году было принято решение о строительстве новой Малой Октябрьской железной дороги, ее проложили на месте бывшей Царскосельской - первой в России железной дороги. Правда, современная МОЖД короче свой предшественницы: вместо 26 км всего 10,8 км. В память о первой трассе на новой тоже есть разъезд Юный, а еще станции Молодежная и Царскосельская. Через речки Волковка и Кузьминка проложены мосты. Эта часть детской дороги сегодня называется Южный участок, а первая, советских времен - Северный участок.

/ Архив МОЖД

Подвижной состав

Сначала между станциями Кировская, Зоопарк и Озерная "ходили три паровоза, девять деревянных пассажирских вагонов, один из которых имел мягкие сиденья, пять грузовых платформ, два багажных вагона", рассказали в ОЖД. В честь празднования десятилетнего юбилея детской дороги ей подарили первый узкоколейный тепловоз серии ТУ2-167, а в 1962 году произошло обновление вагонного парка - юным железнодорожникам передали десять новых вагонов серии 3AW, построенных во Вроцлаве (Польша).

Полностью паровозную тягу заменили на тепловозную в 1965 году. Но сегодня на Южном участке работают четыре тепловоза, ретро-паровоз КП4-447 по имени "Октябренок" и одиннадцать пассажирских вагонов. На Северном - два тепловоза и четыре пассажирских вагона.

Безопасность

На первой трассе МОЖД находились восемь переездов: три охраняемых и пять неохраняемых. Сегодняшние железнодорожные "нитки", на которых работают юные машинисты и стрелочники, никак не пересекаются с городской улично-дорожной сетью. Как рассказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника Малой ОЖД Игорь Кузьменко, обе оснащены полуавтоматической блокировкой и электроключевой зависимостью с контрольными замками системы Мелентьева.

Движение по ВСМ Москва-Санкт-Петербург будет запущено в 2028 году

- Полуавтоматическая блокировка исключает возможность, что на одном перегоне окажутся два поезда, ведь трасса состоит из одного пути, - поясняет он. - Нужно приготовить маршрут и вставить ключ в централизатор, чтобы открыть путь. Если на перегоне есть поезд, он не откроется.

В 1960-е годы в кабины тепловозов были установлены стационарные радиостанции, они работают и сейчас. А все "работники" МОЖД в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности и охране труда. Но в кабине с юным машинистом обязательно находится прикомандированный взрослый сотрудник. А еще, кстати, здесь учат на проводника, кондуктора, билетного кассира, диктора, дежурного по станции.

Как стать юным железнодорожником

Нужно оставить заявку на сайте или по телефону, указав полные данные и возраст ребенка. Там же можно записаться на экскурсию по МОЖД

Берут всех - было бы желание, девочек в том числе. Сразу выдадут красивую форму - в первый год это брюки и рубашка, а со второго года - полный комплект, включая фирменный железнодорожный китель и галстук.

- Наши выпускники, как правило, получают целевое направление в вуз, - рассказал Кузьменко. - Но если поступать на общих основаниях, то при равных баллах им, как правило, отдают предпочтение.

История Железные дороги Санкт-Петербург