Главное морское событие этого года в регионе - отправка теплохода "Северный проект" в субсидируемый каботажный рейс. В Архангельской области он первый в новейшей истории, в России - второй в 2023 году. 20 августа судно отправилось из Архангельска по расширенному маршруту Певек - Владивосток - Магадан - Петропавловск-Камчатский - Певек - Архангельск.
Как рассказали в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики, в этом каботажном плавании применяются льготные тарифы на морскую перевозку по федеральному проекту "Развитие Северного морского пути". Продолжительность рейса составит до 75 суток.
Напомним: выход судна из Архангельска стал возможным после того, как правительство РФ расширило параметры программы субсидирования перевозок по Северному морскому пути, предоставив возможность привлекать к ним суда по договору фрахта. Субсидии на компенсацию выпадающих доходов от льготных тарифов выделяет Минвостокразвития.
- Организация регулярных перевозок способствует снижению логистических издержек для широкой номенклатуры грузов, - сказал заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
Он также отметил, что логистика рейса была изменена: в частности, расширен перечень портов, чтобы максимально охватить самые отдаленные районы и доставить людям все необходимое.
В Минвостокразвития сообщают: "Всего в этом году запланировано три каботажных рейса". Контейнеровоз "Севморпуть" завершил субсидируемый каботажный рейс по маршруту Санкт-Петербург - Восточный - Петропавловск-Камчатский - Мурманск. Еще один будет выполнен "Севморпутем" по маршруту Санкт-Петербург - Восточный - Петропавловск-Камчатский - Санкт-Петербург (10 октября - 3 декабря).
Тем временем Архангельск впервые за многие годы потерял "сквозной" статус: по словам представителя губернатора Поморья по развитию Арктики Дмитрия Юркова, раньше порт региона считался транзитным и субсидирование его обходило. Но распоряжением правительства архангельский транспортный узел теперь внесен в реестр как порт отгрузки и погрузки - благодаря этому и стали возможны льготные тарифы с компенсацией выпадающих доходов. Кстати, на присвоении Архангельску статуса "порта отправления" правительство региона настаивало около полутора лет - решение об этом власти страны приняли в июле.
Всего же архангельский теплоход доставит по госпрограмме северного завоза четыре тысячи тонн грузов. На его борту - строительные материалы, автотехника, металлоконструкции и рефрижераторные контейнеры с продуктами питания, навигационное оборудование для гидрографов. Отмечается также, что судно ледового класса имеет два крана грузоподъемностью 32 тонны - это позволяет не зависеть от кранового оборудования портов прибытия. Планируется, что уже 28 августа теплоход прибудет в порт Певек.
Кстати, при организации северного завоза через Петербург дорога занимает значительно больше времени - она "длиннее" на девять суток. Тем временем для судна, которое вышло из Архангельска, Федеральное агентство морского и речного транспорта предоставило морскую грузовую линию - она дает приоритет при заходах в порт, на постановку судна к причалам, а также при выгрузке и погрузке.
Следующим судном, которое отправится из Архангельска на Чукотку с "государственными грузами", станет "Академик Трешников". И тоже впервые - по решению руководства Росгидромета научно-экспедиционное судно заменит на этом маршруте "Михаила Сомова". Напомним: ветеран Арктики получил повреждения после того, как сел на мель в Баренцевом море, и сегодня требует ремонта.
Как рассказал "Российской газете" глава Северного управления гидрометслужбы Роман Ершов, выход "Академика Трешникова" из Архангельска запланирован на начало сентября. Научно-экспедиционное судно доставит на метеостанции восточного сектора АЗРФ (в Якутию, на Чукотку) все, что нужно для обеспечения полярников - это сотни тонн грузов, включая продукты питания, оборудование, ремонтно-строительные материалы и топливо. По традиции в Арктику отправится и свежая смена гидрометеорологов, которые останутся на новую зимовку. "Академик Трешников" должен будет преодолеть шесть арктических морей: Белое, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. Конечные точки маршрута - Певек и остров Врангеля.
Кстати, нештатные ситуации при проведении северного завоза случаются регулярно. Так, в августе в Ненецком автономном округе сел на мель плавкран, который должен был выгружать уголь для поселка Шойна - поставку топлива пришлось на некоторое время задержать. Тем не менее сейчас доставка энергоресурсов уже завершена в 16 отдаленных сел и поселков округа, среди которых Варнек, Харута, Хорей-Вер, Коткино, Щелино, Великовисочное, Лабожское.
Тем временем в отдаленные районы Архангельской области к середине октября должны быть доставлены более 17 тысяч тонн угля и 13 тысяч тонн жидкого топлива. А на островные территории региона северный завоз планируется завершить еще раньше - в сентябре.
Согласно информации правительства РФ, северный завоз проводится в 25 регионов России для более чем трех миллионов человек. Ежегодно по нему доставляется 3,2 миллиона тонн грузов общей стоимостью более 87 миллиардов рублей.
Напомним: в России недавно приняли Федеральный закон о "Северном завозе", призванный сделать этот процесс максимально эффективным: Законопроект предусматривает четкое распределение полномочий в этой сфере между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Вводится также понятие "единый морской оператор северного завоза". А самое главное - законопроект предполагает создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза, которая обеспечит "обработку и анализ информации о северном завозе, мониторинг движения грузов и своевременное выявление рисков возникновения сбоев в поставках".