Торговые центры в пандемию и после нее столкнулись с целым рядом сложностей: переходом торговли в онлайн-сферу, уходом иностранных брендов, снижением трафика из-за отсутствия иностранных фильмов в кинотеатрах. Пустующие площадки стали занимать заведения, которых прежде не было в торговых центрах: спа-салоны, фитнес-центры, выставочные залы и даже МФЦ. Предполагалось, что такое разнообразие поспособствует охвату более широкой аудитории и решит проблему простоя торговых площадей.
Однако проведенное IBC Real Estate исследование (были проанализированы около 80 ТЦ Москвы, 4 млн кв. м торговых площадей из 6,5 млн) показало, что в целом структура арендаторов практически не изменилась. Традиционные арендаторы из сферы fashion, супер- и гипермаркеты, кинотеатры, кафе и рестораны по-прежнему занимают 50% площадей.
Эксперты пришли к выводу, что новые форматы недостаточно эффективны.
Влияние новых форматов сильно только в открывающихся торговых центрах, отмечает руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай.
Вместе с тем, усиливается тенденция открытия мультибрендовых магазинов, где представлены и локальные, и зарубежные бренды.
Спустя полтора года после массового ухода международных компаний объем свободных площадей в ТЦ сейчас составляет лишь 12%.