29.11.202220:17

Торговые центры ищут, чем заменить кинотеатры

Торговые центры, пытаясь приспособиться к сложностям этого года, кинотеатры заменяют фитнес-центрами, открывают универмаги, опробуют новые форматы торговли.

Сокращение количества кинозалов не всегда удобно для посетителей. / РИА Новости
Сокращение количества кинозалов не всегда удобно для посетителей. / РИА Новости

Торговый сегмент едва начал восстанавливаться после пандемийных сложностей, когда весной этого года появились новые. Повлияли санкции, уход брендов, занимавших значительные площади в ТЦ, нарушение логистических цепочек, снижение покупательной способности населения, отмечает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. Помогло то, что на 2022 год не было запланировано открытий крупных ТЦ и рынок пополнялся свободными площадями не так активно. В 2021 году в столичных ТЦ было свободно 13,7% площадей, сейчас около 15%, к концу года вакансия может вырасти до 16-17%.

Вакансия колеблется от 9 до 18-20%, говорит член президиума Российского совета торговых центров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко. В успешных ТЦ она около 1%, но в среднем - около 12%.

Сейчас, по оценке NF Group, усилился тренд на доступность ТЦ. Инвесторы рассматривают проекты крупных торговых комплексов площадью до 50-60 тысяч кв. м. До 2018 года их интересовали проекты площадью более 100 тысяч кв. м.

Наибольшие потери в этом году понесли крупнейшие ТЦ, говорит Хакбердиева. В них значительно большую долю занимают бренды, торгующие одеждой и обувью, и на них сильнее сказался уход иностранных компаний. Кроме того, кинотеатры остались без зарубежных фильмов и, соответственно, без потока зрителей. Районные ТЦ в этом плане выигрывают, поскольку расположены недалеко от жилых кварталов и жители заходят туда за товарами первой необходимости. К примеру, в октябре посещаемость крупнейших ТЦ была ниже, чем в октябре прошлого года, более чем на 30%, тогда как в крупных ТЦ падение оценивается примерно в 5%, а в малых близится к нулю.

Место уходящих зарубежных брендов займут, по-видимому, производители из стран СНГ. Бренды из Китая, Кореи, Индии и Ирана пока не пришли, отмечает Хакбердиева. Новых азиатских брендов буквально единицы, соглашается Москаленко. "Вышел один китайский магазин спорттоваров и пара магазинов, которые торгуют замещенными товарами или товарами, которые ввезены по параллельному импорту", - говорит он.

Сейчас ТЦ пытаются приспособиться к новой ситуации. К примеру, открывается все больше мультибрендовых пространств - универмагов, где собрана продукция сразу нескольких брендов. Новые универмаги - это "классические" магазины, где есть сразу и мужские, и женские, и детские товары, и товары для дома, поясняет Москаленко.

Некоторые марки пытаются заменить ушедшие бренды, добавляя к привычному ассортименту, например, больше текстиля.

Один из владельцев решил заменить кинотеатры фитнес-центрами

Отдельная тема - опустевшие кинотеатры. Один из девелоперов решил заместить кинотеатры фитнес-центрами, рассказала Хакбердиева, посчитав, что это принесет больший трафик и большую прибыль. Другие сокращают их площади, заполняя их, например, очень востребованными сейчас детскими развлекательными центрами.

Собственники ведут переговоры о сокращении площадей кинотеатров, подтверждает Москаленко. Однако концептуально многие кинотеатры зависят от определенного количества залов, и число залов меньше определенного количества для них критично. Потому что если идет широкий прокат, то количество сеансов не получается организовать удобно для посетителей. Поэтому переговоры с точки зрения сокращения количества залов всегда завязаны на концептуальные изменения и площади, и арендной платы, и в принципе самого свойства проката кино. Поэтому переговоры есть, но они заканчиваются не всегда результативно. Иногда собственники отступают, потому что кинотеатр - это концептуально это важно.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации