Алтайский педагогический университет совместно с Краевым центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи реализуют проект "Семья - планета детства". В этом году по государственному заданию им предстоит дать не менее пятидесяти тысяч консультаций, ведь проект вышел на межрегиональный уровень.
- У нас выросло целое поколение молодых людей, которые не слишком хорошо знают и понимают, как быть родителями, - рассказала руководитель проекта "Семья - планета детства", доцент АлтГПУ Галина Парфенова. - Казалось бы, в эру интернета и социальных сетей гораздо больше возможностей что-то узнать, что-то почитать. Но проблема в том, что информации много, она порой отрывочна и противоречива, а выбрать достоверную и действительно полезную - сложно. В такой ситуации многие предпочитают обращаться к специалистам, поэтому психологические службы стали так востребованы. И, конечно, хорошо, что по национальному проекту "Образование" такую помощь сегодня можно получить абсолютно бесплатно.
Специалисты проекта "Семья - планета детства" консультируют родителей как очно, так и онлайн, проводят групповые занятия по самым актуальным темам и даже выезжают на дом, чтобы на месте разобраться в ситуации в семье. Бывают сложные случаи, когда приходится работать с родителями на протяжении трех-четырех месяцев. Это, как правило, семьи, где воспитывают ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Им психологи и педагоги помогают выстроить отношения с детьми с учетом специфики заболевания.
- Проект постоянно расширяется. Исходя из заявок родителей, мы дополнительно привлекаем необходимых специалистов, - отметили в АлтГПУ. - Например, к нам обратилось много семей, еще только ожидающих пополнения. Они хотели заранее подготовиться, и мы организовали консультации медицинского психолога, которые стали очень востребованы. А с прошлого года мы проводим Недели родительской компетенции и приглашаем всех желающих на мастер-классы, вебинары, видеолекции по самым актуальным вопросам воспитания детей.
Что сегодня больше всего волнует родителей? Чаще всего они просят помочь решить извечную проблему отцов и детей - выстроить межличностные отношения между старшим и младшим поколением или между детьми разных возрастов, а также наладить взаимодействие со школой. Приходят родители и с личными проблемами, которые негативно отражаются на детях. Например, руководитель не может выйти из этой роли даже после работы и начинает "строить домочадцев".
- Развод - тяжелая ситуация для семьи, ее особенно остро переживают дети, - подчеркивает Галина Парфенова. - Недавно к нам обращался отец с просьбой помочь наладить отношения с бывшей супругой, чтобы чаще видеть любимого сынишку. Сложности у родителей возникают и при подготовке детей к ЕГЭ и выборе ими будущей профессии. Помогаем найти компромисс между тем, что хочет подросток, и на чем настаивают родители. Сейчас пошли запросы от семей, в которых отцы находятся в зоне СВО. Были случаи, когда папа пришел в отпуск и не может восстановить эмоциональный контакт с ребенком. Случается, что дети очень переживают за отцов, им требуется особая психологическая поддержка. Несмотря на то что ситуации в семьях бывают очень сложные, за все время консультаций мы ни разу не обращались за помощью в опеку или в правоохранительные органы. А вот в школы часто приходится обращаться, особенно если ребенка подвергают буллингу.
Стать участником проекта и обратиться за помощью по самым разным вопросам может любой родитель, воспитывающий ребенка в возрасте до восемнадцати лет. Но чаще всего, согласно статистике, которую ведут в педагогическом университете, за консультациями приходят родители детей 8-12 лет. Таких обращений до сорока процентов. На втором месте по количеству предоставленных консультаций - семьи, воспитывающие подростков 13-15 лет.
- Ограничьте время использования телефона, но не отбирайте насильно - это приведет только к агрессии. Забрать можно только на короткое время, четко оговоренное вслух: "Верну, когда доделаешь уроки, погуляешь с собакой".
- Договоритесь о "свободных зонах". Например, на кухне ни один член семьи с гаджетами не сидит. Главное, соблюдать это правило всем без исключений.
- Предлагайте альтернативы. Это может быть готовка на кухне поход, занятия спортом.
- Доверьте ребенку что-то важное. Например, накрыть на стол, полить цветы или позаботиться о бабушке. Ребенок будет чувствовать свою самостоятельность и понимать, что есть определенные дела, результат которых зависит только от него.