30.08.2023 16:37
Свердловская область

Как отразится на маркетплейсах пятый антимонопольный пакет

Текст:  Наталия Тихонова (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №195 (9140)
Поправки в нормативную базу дают антиномопольщикам возможность контролировать владельцев цифровых платформ.
Читать на сайте RG.RU

- Лет 10 назад мы еще не думали, что они будут очень сильно влиять на экономику. Пятый пакет упорядочит их деятельность, - поясняет Дмитрий Шалабодов, руководитель УФАС России по Свердловской области.

Это не значит, что маркетплейсы и онлайн-агрегаторов как-то ограничат - мера скорее превентивная, чтобы не задирали цены, не блокировали необоснованно доступ к интерфейсу и не навязывали невыгодные условия. Критерием доминирования выступает новое понятие "сетевой эффект на товарном рынке": влияние платформы зависит от числа продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки. Если эта доля более 35 процентов, а выручка за последний календарный год превысила два миллиарда рублей, можно считать, что перед вами доминирующий игрок. В качестве примера пресс-служба ФАС приводит агрегатор такси: чем больше к нему подключено водителей, тем больше пассажиров пользуются услугами этой, а не других компаний.

- Неравноправие в коммерческих условиях приносит предпринимателям, торгующим на площадке, убытки, а отсутствие конкурентов у доминирующих платформ с большой долей вероятности снижает качество их работы, так как качественный сервис - плод борьбы за клиента, - комментирует новшества Алексей Краснопольский, директор сервисов "АТОЛ Онлайн" и "АТОЛ Pay". - Не имея узнаваемого бренда и имени, поставщик опасается, что его товар легко заменят другим, поэтому принимает правила игры гиганта. Цифровая платформа диктует ценообразование, схему взаимодействия с покупателем, оплата проходит через нее, реклама, продвижение и софт - платные.

По словам аналитика, существуют два диаметрально противоположных рынка. Первый - шопинг: ты не знаешь, что конкретно будешь покупать, и тебе нужна экспертиза или помощь с выбором. Это ниша стационарной торговли. А есть рынок покупок: человек ищет конкретный товар, его интересует широкий ассортимент - вот это как раз поле для е-commerce. В прошлом году ее оборот в России, по данным отраслевой ассоциации АКИТ, вырос почти на треть, до 4,9 триллиона рублей. Это 11,6 процента всей розницы.

По картам "Мир" могут ввести отложенную оплату такси и заказов на маркетплейсах

По оценке Алексея Краснопольского, пятерка универсальных маркетплейсов занимает 69 процентов российского рынка электронной торговли по количеству заказов и 44 процента в денежном эквиваленте. Они реализуют стратегию агрессивной экспансии, используя гибридную бизнес-модель с акцентом на многоканальность доставки и расширение спектра услуг.

- Во втором квартале 2022 года топ-5 выполнил 400 миллионов заказов, что на 80 процентов больше показателя аналогичного периода 2021-го, и увеличил выручку на 73 процента - до 500 миллиардов рублей, - иллюстрирует свой тезис эксперт.

На вопрос "РГ", жаловались ли жители Среднего Урала в 2022-2023 годах на маркетплейсы и агрегаторов, Дмитрий Шалабодов уточнил: УФАС рассмотрело лишь одно дело о недобросовестной конкуренции. Компания "Медведь Екатеринбург" заявила, что ООО "АО-Маркетплейс" полностью воспроизвело внешний вид и конструктивные элементы туристических раскладушек, которые она выпускает. А также скопировало этикетку и выставило в интернет-магазине. Нарушителю назначен оборотный штраф 745,8 тысячи рублей по ст. 14.33 КоАП РФ, но пока постановление не вступило в силу.

- Пятый, или как его еще называют цифровой, антимонопольный пакет появился, поскольку влияние маркетплейсов постоянно увеличивается. Невозможно проанализировать конкретный рынок товаров, услуг или работ без учета их доли. С 1 сентября мы получим инструментарий для этого, - резюмирует глава УФАС.

Прямая речь

Олег Павлов, замглавы Общественного совета при Роспотребнадзоре, глава "Общественной потребительской инициативы":

- Пятый антимонопольный пакет - большой шаг вперед. От его появления должны выиграть все стороны: поставщики товаров, исполнители услуг, владельцы пунктов выдачи товаров, покупатели. Единственный нюанс - нужно, чтобы мораторий на проверки цифровых площадок был скорректирован так, как это предлагает антимонопольная служба. То есть у надзорных органов должны быть инструменты для привлечения нарушителей к ответственности.

Свердловская область ФАС