Шелк сыграл значительную роль в контактах Китая с остальным миром. Шелковый путь - сеть торговых маршрутов, соединяющих Восток с Западом - был создан во времена династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) и способствовал обмену товарами, идеями и культурными обычаями. Китайский шелк был одним из основных товаров, которыми торговали по всему миру вплоть до Рима, он стал символом богатства и статуса во многих культурах на этом пути.
"Шелк имеет особенно глубокое историческое происхождение. Это культурное наследие, которое является важным символом китайской цивилизации. Он был важным носителем китайской культуры с древних времен и остается им по сей день", - говорит Ван Хайжун, директор China Silk Dijin Limited Company, дочерней компании корпорации China Silk Corporation.
Шелководство и шелковое мастерство Китая были внесены в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в 2009 году. В 50-вековой шелковой культуре Китая такие ткани, как лин, ло, чоу и дуань, представляют собой развивающиеся технологии текстиля, производимого в разные периоды. Различные методы ткачества, которые берут начало от нитей, полученных от шелковичных червей, в конечном итоге приводят к различиям в форме тканей и тактильных ощущений от них.
Техника плетения ло выделяется особенно высоким уровнем мастерства. Ткани ло отличаются ажурными узорами и обеспечивают повышенную воздухопроницаемость. Технология возникла в периоды Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.) или Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.) и приобрела популярность во времена династии Сун (960-1279 гг.), в основном из-за одежды, необходимой для официальных ритуалов, и впечатляющих шелковых тканей полотняного плетения, произведенных в Ханчжоу, которые называются ханло.
В золотую эру изготовления ханло как минимум тысячи домохозяйств были вовлечены в производственную цепочку, начиная с предприятий шелководства до красильных мастерских, особенно в районе Гэньшаньмэнь в Ханчжоу. Со временем ткацкий станок, используемый для производства ханло, претерпел несколько изменений, но производственный процесс по-прежнему требует кропотливого ручного мастерства.
В эпоху механического производства унаследовать традиционное ремесло непросто, говорит 44-летний Чжан Чуньцзин, глава организации Hangluo Conservation Organization. Прежде чем ткать ханло на станке, почти месяц требуется на процесс изготовления нитей основы и утка (продольных и поперечных. - Прим. ред.). "Подобно практике династии Сун, мы замачиваем шелк в чистой воде и добавляем секретную формулу предков. Шелк будет готов через 25-28 дней, и только после этого мы можем начать процесс ткачества, в результате которого получается легкая ткань - прохладная и удобная марля", - объясняет Чжан.
Ремесленникам приходится часто погружать руки в воду, даже зимой, в результате чего кожа на руках сохнет и трескается. Большинство людей не могут вынести такого дискомфорта, и многие потенциальные производители шелка увольняются. Из-за сложности процесса техника производства ханло была практически утеряна. Но такие наследники этого мастерства, как Чжан и родители его жены, Шао Гуаньсин и Хун Гуйчжэнь, стремятся сохранить ремесло.
В 1980-х годах Шао и Хун - представители четвертого поколения мастеров ткачества ханло сумели восстановить и улучшить технологию благодаря упорной практике. Первоначально квалифицированному мастеру требовалось восемь часов, чтобы вручную соткать примерно от 80 сантиметров до одного метра ло. Однако со временем члены семьи Чжана за то же время научились ткать около 8 метров.
Шао родился в 1954 году в семье ремесленников в Ханчжоу и вырос в ткацкой мастерской. С тех пор, как его дед научился технике ткачества в конце династии Цин (1644-1911гг.), семья занимается этим ремеслом уже более 150 лет. В 1984 году Шао расширил небольшую семейную мастерскую до настоящей шелковой фабрики Fuxing Silk Factory.
Чжан родом из Пекина, раньше он изучал финансы и ничего не знал о технике ткачества ханло до переезда в Ханчжоу. Когда он впервые попал на ткацкую фабрику Шао, ему было трудно приспособиться к ее суровым реалиям.
Из-за высоких требований к сохранению технологии на фабрике всегда темно, влажно и стоит специфический запах. Ему было трудно поверить, что такая тонкая неземная ткань была произведена в такой среде.
Когда Шао рассказал ему, что производство ханло было невыгодным, а иногда даже убыточным, он предложил остановить производство и переключиться на другие, более экономически выгодные шелковые продукты. Шао ничего ему не ответил, а вместо этого предложил сшить ему комплект одежды из ханло, который просто поразил Чжана. "Эта одежда была легкой, дышащей. Я не мог не восхититься наличием такой необычной ткани", - вспоминает Чжан. С тех пор он больше никогда не упоминал о закрытии фабрики. Вместо этого каждый день следовал за Шао на фабрику, с увлечением изучая различные процессы производства марли.
Нескольких лет Чжан посвятил изучению и распространению техники ткачества ханло. "Мы построили специальный ткацкий станок, который позволяет внедрить ханло в школы. Дети могут получить практический опыт ткачества. Такой подход значительно укрепляет их понимание техники".
Постоянные инновации, в том числе обогащение цветов ткани, в последние годы эффективно способствовали развитию технологии. "Мы будем сотрудничать с компаниями из разных сфер и использовать современные средства коммуникации, чтобы каждый мог увидеть и почувствовать всю прелесть ханло", - говорит Чжан.