20 лет назад, в конце августа 2003 года, Валерий Фокин был официально представлен труппе Александринки как художественный руководитель театра. На царство в театральный Петербург его пригласил и привел министр культуры Михаил Швыдкой. И это выглядело радикально смелым кадровым решением. По свидетельствам очевидцев, министр в тот день на всякий случай напомнил коллективу, что Фокин поставил у них отличного "Ревизора" и вообще пришел сюда не для того, чтобы сделать себе имя, - оно у него уже было, причем мировое. И что в этот театр "приходят вовсе не делать себе имена, а скорее ломать себе шеи"...
Предполагал ли тогда министр и вообще кто-либо, что режиссерский стиль, ритм и харизма Фокина просто идеально впишутся в блеск и позолоту интерьеров Александринского театра? И что Александринка под руководством Валерия Фокина не только восстановит престиж, свой статус и вернет себе истинное значение ведущего драматического театра России, но и займет лидирующее место на мировой сцене - и многостраничный, если не сказать многотомный список наград и премий тому подтверждение.
За эти двадцать лет, оказавшихся в числе главных кульминационных периодов 268-летней истории Александринки, Фокин действительно вдохнет новую жизнь в традиции. Воскресит дух Мейерхольда на сцене. Объединит национальные театры России. В рекордные сроки ювелирно реконструирует историческое здание Карла Росси и построит новую сцену Александринки. А самое важное, расскажет в своих спектаклях главное о нашем историческом прошлом и внутреннем настоящем. И пригласит "назад в будущее" - режиссер изумительной наблюдательности и тонкий психолог, он сможет преодолеть границы любого театрального пространства и заставить даже время идти по его собственным законам.
В Бурятии на последних триумфальных гастролях театра на сценах Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева и Русского драматического театра им. Бестужева и Днях Александринки в Улан-Уде шла речь о новой фестивальной идее и концепции - "Театр в юртах".
А в Петербурге перед открытием уже четырнадцатого по счету традиционного Международного фестиваля "Александринский" говорили, как головокружительные экзотические проекты сочетаются со статусными задачами.
Сегодняшний список объектов и субъектов внимания художественного руководителя Александринки в начале 268-го сезона старейшего театра впечатляет. Впрочем, что ж удивительного: Валерий Фокин - абсолютно уникальная и совершенно парадоксальная фигура в современном российском и мировом театре третьего тысячелетия.
Валерий Фокин, художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского театра):
- Проблема копродукции между национальными театрами - один из главных наших вопросов (в Ассоциации национальных театров, председателем Совета которой Фокин является, - прим. "РГ"). В медийном пространстве интернета этим занимается режиссер Антон Оконешников. А мы, конечно, мечтаем, чтобы это были живые копродукции. Подобное делалось, но очень робко и точечно.
Сейчас мы обсуждаем интересный проект "Театр в юрте", который "зацепит" и Бурятию, и Башкирию, и Ханты-Мансийск, и закончится в одной из станиц. Такой кочевой фестиваль спектаклей, которые играются в юртах, и не только спектаклей - там же можно и образовательные программы проводить, и лекции, встречи... Пять-шесть театров подключим, в традициях которых этот театр. Самое интересное - когда соединяются разные культуры и языки.
Итогами сезона мы вполне удовлетворены - сезон был непростой, но все наши планы нам удалось выполнить. Мы выпустили семь премьер. Ездили в разные города и регионы на гастроли, и с Москвой традиционно обменивались гастролями с МХТ, надеюсь, что и в этом сезоне весной все состоится.
Что в ближайшем будущем? Во-первых, мы открываем наш традиционный Александринский фестиваль, он интересен тем, что наряду с нашими спектаклями и премьерами в нем участвуют три национальных театра: Сербии, Чечни и Армении. Мы поедем с ответным визитом в конце сентября в Сербию и в ноябре в Армению; мы очень довольны, что у нас новый партнер возник - мы всегда понимали, что театральная культура Армении необычайно интересная и своеобразная, но партнерских отношений у нас не было. И вот сегодня мы пригласили на фестиваль знаменитый Театр Габриэла Сундукяна, а сами едем к ним, чтобы сыграть наши спектакли в Ереване.
По премьерам. Открываем мы фестиваль нашей премьерой "1881" в сентябре, а заканчивать должны в начале ноября премьерой спектакля "Мать" Горького в режиссуре Константина Богомолова.
Главный режиссер Александринского театра Никита Кобелев будет выпускать "Воскресение" Толстого, молодой режиссер Кирилл Люкевич ставит спектакль о Мейерхольде на Малой сцене, - в следующем году будет 150 лет со дня рождения Мейерхольда, и я, конечно, думаю о широкой и разной мейерхольдовской программе.
Два наших корифея, крупнейшие артисты Николай Мартон и Эра Зиганшина будут делать спектакль по переписке Екатерины и Вольтера, - это малоизвестная тема, там интересные диалоги, и советы Вольтера, кстати, очень умные. В истории многое повторяется, и вообще мало что меняется - это закон, я ничего нового не говорю...
Семен Сытник по воспоминаниям актеров-александринцев создаст спектакль к 80-летию снятия блокады Ленинграда. И во второй половине сезона начнет репетиции "Фауста" Гете Николай Рощин; а художественный руководитель Национального театра Венгрии Аттила Виднянский будет репетировать спектакль о Вацлаве Нижинском. Но эти две премьеры будут уже на следующем фестивале в следующем сезоне.