В эти первые сентябрьские дни всегда много суеты и нервозности. Предлагаю остановиться и подумать. Над какими-то самыми важными вопросами, которые не стоит забывать ни в первый день учебы, ни в последующие.
Хочу сразу заметить, что я не настаиваю ни на одном своем выводе. Пишу про все про это вовсе не для того, чтобы давать советы, но вот именно, чтобы дать родителям пищу для размышлений. Потому что как пелось в старой песне: "Хотите ли, не хотите ли, но дело, товарищи, в том, что прежде всего мы родители, а все остальное потом".
Итак, вопрос самый главный: какая основная задача родителей, когда они отдают ребенка в школу? С моей точки зрения: сделать так, чтобы ребенок остался психически здоров. Это важнее всего остального.
Учиться трудно. И не только потому, что сложны предметы, но и потому, например, что часто ребенок должен выучивать то, что ему неинтересно и вряд ли пригодится в жизни. Кроме того, увы, есть немало школ, в которых расцветают стрессовые отношения между учениками или между учениками и учителями.
Что такое оценка? Это способ унизить человека. Замечу, что во взрослой жизни оценок нет: за мои колонки в "Российской газете" или выпуски программы "Наблюдатель" на канале "Культура" мне никто не ставит "пять" или "три". Представьте себе, если бы за каждый шаг на вашей работе вам бы ставили оценку. Наши дети так живут одиннадцать лет.
Поэтому школьник нуждается не в том, чтобы его понукали, но чтобы его защищали и понимали.
Молодому человеку, вступающему в жизнь, необходимо не только чтобы его воспитывали (это, пожалуй, необходимо ему менее всего), но главное, чтобы его слушали.
Школьная жизнь - довольно сложная история, в ней, на самом деле, много чего происходит разного. И ребенок хочет это обсудить. Не получается с родителями? Он найдет с кем - социальные сети, как говорится, в помощь. От родителей человек-школьник хочет понимания и заинтересованности в своей жизни. Если чувствует это, получите благодарного ребенка. Не чувствует, получите формальные отношения с собственным чадом, виноваты в которых будете только вы.
Школьник требует не только понимания, но и уважения. Например, к своим собственным друзьям, к своему любимому человеку.
Вопрос: "Когда надо начинать говорить с ребенком о любви? Когда не рано?" Ответ: "Когда его заинтересует эта тема". Не рано все, что ребенку интересно. Потому что если ему интересно, но он не отыщет ответа у родителей, он будет искать понимание в другом месте.
Взрослым часто кажется, что они все должны решать за своего ребенка, и они даже не задумываются, что для молодого человека это оскорбительно.
Мы ведь не любим, когда кто-то решает за нас. Почему же мы всерьез уверены, что такой подход нравится нашим детям?
Диалог - вот единственная форма общения с ребенком. Понимаете, да? Не монолог взрослого, который все понимает, а диалог двух понимающих друг друга людей.
Какова главная задача подростка? Найти призвание. Вот слово, которое мы употребляем крайне редко. Между тем призвание - это то, ради чего человека призвали на Землю. Важнейшая история.
Вообще, если говорить попросту: когда человек здоров, то его счастье состоит из жизни с любимым человеком и любимой работы, то есть работы по призванию. Вот и получается, что призвание - это половина счастья.
Каков синоним слова "призвание"? Желание. Призвание - это страстное желание заниматься чем-либо, делать что-либо. Замечу, что на историю человечества повлияли только те люди, которые отыскали свое призвание. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок прожил интересную, значимую жизнь, надо постараться помочь ему отыскать любимое дело.
Это важнее, чем хорошие отметки или удачно сданный ЕГЭ. Те из читателей "РГ", которые любят свою работу, хорошо понимают, что призвание - опора в жизни. А с опорой всяко жить и проще и интересней.
Я бы очень хотел, правда, чтобы то, что я пишу, многим людям показалось очевидным. Мечтаю, чтобы было так. Но - увы... Ко мне на разговор, за советом, как выстроить отношения с собственным чадом, нередко приходят родители, и я многократно убеждался: главная проблема в том, что родители крайне редко видят в своем ребенке человека.
Взрослые к ровесникам относятся как к равным, а к детям - как к неразумным малышам. Даже если этим "малышам" пятнадцать лет плюс.
Дети нуждаются в понимании и поддержке родителей. И надо сильно постараться, чтобы эта необходимость превратилась в страх. Стоит ли стараться? Разве не лучше дружить со своими собственными детьми, видя в них полноценных и интересных людей?
Мы боимся, что наши дети вырастут избалованными, и совершенно не переживаем, что они вырастут недолюбленными. Это очень печально, потому что подлинная искренняя любовь, которую ребенок испытывает в семье, становится фундаментом на всю жизнь. Если угодно, это такой оберег для человека.
Итак, начался новый учебный год. Наши дети вступили в него, и - понеслась. Очень хочется, чтобы в лице родителей они всегда ощущали поддержку, видели защитников, а не погонял. Чтобы учиться было полезно, интересно, а может быть, даже весело. Так будет или иначе, зависит в первую очередь от нас, от взрослых. Не стоит это забывать.