По оценкам дипломатов, на деле нынешние предложения, как и предыдущие идеи деятелей ООН, никаких новых элементов не содержат и не могут стать основой для достижения качественного прогресса по нормализации российского сельхозэкспорта.
Так, у переподключения профильного Россельхозбанка к SWIFT нет рабочих альтернатив - ни с опциями филиалов и "дочек", ни через маргинальный канал с JP Morgan, который был закрыт после сворачивания "черноморской инициативы". А за несколько дней до российско-турецкого саммита в Сочи Россельхозбанк получил уведомление от Commerzbank во Франкфурте о закрытии корсчета в евро.
Создание специальной страховой платформы для российской сельхозпродукции обещают с августа 2022 года, но по непонятным причинам это не сделано до сих пор. То же самое касается и доступа российских судов и грузов в иностранные порты. Представители ООН так и не смогли разобраться с возникающими в связи этим санкционными препятствиями. Компаниям-производителям удобрений для разблокирования своих зарубежных активов и вовсе прямо предлагается признать свой подсанкционный статус, чтобы затем "на свой страх и риск" просить о послаблениях.
Очевидно, что все эти меры и обходные варианты призваны лишь создать видимость работы, но не ведут к реальному решению проблемы - снятию санкционных ограничений с профильных российских экономических операторов.
Со своей стороны, Россия продолжит экспортировать отечественные продовольствие и удобрения, что будет способствовать стабилизации мировых цен и улучшению их общей доступности. Российская сторона не прекращает также усилий по безвозмездной передаче продукции нуждающимся странам, отмечают в МИД РФ.