Анна Чудецкая, куратор выставки в Арсенале, приводит слова Всеволода Некрасова об Эрике Булатове: "Эрик ходит напрямик - / как привык. / Эрик знает как. / И я хочу так...". В свою очередь Булатов создал большой живописный цикл, в котором слова ведут в пространство картины, выстраивают - его так же, как сознание. И если слова "Черный ветер, белый снег" - цитата из поэмы Блока, то все остальные, от "Живу - дышу", "Свобода есть свобода" до "Вот" - опираются на "конкретную" поэзию Всеволода Некрасова.
Как и поэт, Булатов работает со словом, стертым от употребления. Будь то лозунг "Слава КПСС", указательное слово "Вот" или слово "Свобода", разворачивающееся от плоскости картины и уводящее в даль небесную. Слова превращаются у Булатова в визуальный образ, обретают плотность, трехмерность (в последних проектах - так вырастают в громаду стальных объектов).
Хочется сказать, что Булатов вышел из поэзии так же, как из картины XIX века. Но это будет не совсем правда. Он не выходит из картины. И не уходит из поэзии. Ученик Фаворского и Фалька, он выстраивает отношения между плоскостью картины и изображенным пространством таким образом, что зритель оказывается у входа в ее пространство. Ярче всего это эффект ощущается в полотне "Картина и зрители", счастливым обладателем которой стала в 2017 году Третьяковская галерея благодаря дару фонда Потанина. Диалог Эрика Булатова с полотном Александра Иванова становится "порталом", который ведет зрителя прямиком в классическое полотно.
Это не эскапизм. Скорее - формула профессионала. Как говорит Булатов в документальном сериале Третьяковской галереи: "Я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено. Оно имеет границу. И свобода всегда за этой границей". Свобода - ключевое слово для понимания творчества Булатова. И "Горизонт", и "Слава КПСС" были, в сущности, о том пределе, который загораживал пространство - прежде всего для мысли, сознания. Булатов напомнил формулу Некрасова в недавнем интервью Forbes: "Наше искусство - это искусство эпохи возражения". Там, где нет возражений, нет и мышления.
"Возражения" работ Булатова начисто лишены иронии соц-арта. Они бесстрастны, как диагноз окулиста, фиксирующего катаракту, которая закрывает поле видения и меняет взгляд. И прав Илья Кабаков, заметивший в книге "60-е-70-е": "Подлинное и мучительное открытие, сделанное Э.Булатовым, состоит в том, что… нет на самом деле разделенности этих сфер, и нельзя спрятаться от всепроникающего, всепронизывающего ветра идеологического языка, дующего вокруг наших домов и мастерских, захватившего все наше пространство, пронимающего повсюду и, что самое важное, - существующего и внутри нас самих. (…). Каждый понимает, знает по опыту, что от этого "спрятаться" невозможно и что "это" уже проникло в наше святое святых - в любимую и такую береженую Культуру и Искусство".
Где в России можно увидеть работы Эрика Булатова
- Выкса, мурал на стене трубного цеха. Мурал 2020 года соединил две картины художника: "Амбар в Нормандии" и "Стой - Иди". Площадь работы 2500 кв. м.
- Екатеринбург, Ельцин-центр: "Свобода" (2000-2001) II.
- Москва, Третьяковская галерея: полотна "Картина и зрители" (2011-2013), "Тучи растут" (2007).
- Нижний Новгород, Арсенал: выставка "Живу - вижу. Художники и поэты круга Всеволода Некрасова". Дар Г.Зыковой и Е.Пенской ГМИИ им. А.С.Пушкина.
- Санкт-Петербург, Русский музей. "Тающие облака" (1982-1987).