По мнению мэтра, художник не творит в пустоте и из пустоты, за ним - вся история мирового искусства. В чем опасность бытия современного художника? Почему идея искусства ради искусства не живет в умах элиты, а само оно превратилось в рынок, где всем заправляют аукционные дома? Это вопросы, на которые пытается ответить Шемякин.
"Воображаемый музей" появился в начале 1960-х, когда он начал собирать вырезки из книг и альбомов. Кураторы в Третьяковской галерее связали работы Шемякина с другими произведениями - от наскальных рисунков до сегодняшнего дня, от Марка Шагала - до Кукрыниксов. Весь этот ансамбль имеет поистине алхимический эффект. Зрителю остается только сопоставлять, сравнивать и думать.
Лестница в искусстве - ребус, который интересно разгадывать Шемякину. Духовная, социальная, карьерная, парадная лестница - подъем, который в разные эпохи осмыслялся в искусстве как вечное стремление к Богу, мечте, красоте, истине. Полотно Василия Поленова "Орфей спускается в ад" тоже об этом. Как и Чарльз Демут с его "Провинциальным городом" начала прошлого века или "Промышленные лестницы" Кармеллы Гросс первого десятилетия 2000-х. Да и само пространство выставки решено как череда подъемов и спусков - по сути, метафора жизни, бытия.
А в фильме "Воображаемый музей" на YouTube еще можно узнать о стуле, автомобиле и башмаке в мировом искусстве. Выставка работает до 17 сентября.
Кстати
Всего на экспозиции представлены 54 произведения разных авторов из коллекции Третьяковской галереи и 100 работ из Центра Михаила Шемякина. А всего "Воображаемый музей" насчитывает 3 млн изображений, которые были отсортированы художником по 1000 темам.