Собственно говоря, кабинет и поле - два места, где сегодня можно застать высокопоставленного чиновника. Вытащить его в редакцию просто нереально: "Времени нет!" И это чистая правда. В приемной его постоянно ожидают фермеры-частники, сотрудники самых разных подразделений министерства, представители компаний-производителей и переработчики.
Сам же кабинет Аскарбека Сапарбековича напоминает аналитический центр. На всю стену доска, на которой министр лично обновляет статистические данные. Во главе длинного стола для совещаний лежит кипа бумаг - сводки с полей, выводы, заключения, справки по законопроектам. Министр точно знает, что нужно в этот конкретный момент событий и обсуждений. И даже первый, не самый приятный вопрос корреспондента "РГ" не ставит его в тупик.
Ответьте, пожалуйста, почему Кыргызстан перестал быть сельскохозяйственной республикой?
Аскарбек Джаныбеков: Не перестал. Да, по статистике 1987 года сельское хозяйство составляло порядка 47 процентов ВВП. Это много. За годы независимости показатель значительно уменьшился. Но если сравнить 2019 год, когда этот показатель составлял 11 процентов, и итоги 2022-го с 15 процентами, очевидно, что доля сельского хозяйства в ВВП растет. Отрасль потихоньку, но возрождается. Сельское хозяйство не перестанет быть актуальным в первую очередь потому, что речь идет о продовольственной безопасности страны.
А продовольственная безопасность - это, по крайней мере, 85-процентное обеспечение основными социально значимыми продуктами собственного производства. Так должно быть. И мы стремимся к этому.
Такое серьезное, можно сказать, катастрофическое падение показателей... Классические вопросы "кто виноват" и "что делать"?
Аскарбек Джаныбеков: О причинах, которые привели к такому падению, можно говорить много. В советское время была плановая политика, то есть рассчитывалось наперед все - обеспечение семенами, обновление машинотракторного парка, подготовка квалифицированных отраслевых кадров - все было выстроено четко.
Сейчас мы, в первую очередь, сталкиваемся с проблемой кадров. Министерство сельского хозяйства - это целая армия с большим количеством департаментов, в которых трудится более 11 тысяч сотрудников! Это ветеринары, инженеры, специалисты водных служб, лесничие. И эта армия должна обладать необходимым образованием. Но помимо теории нужна и практика. И в первом, и во втором случае мы "хромаем". Молодежь к нам, к сожалению, не идет. А те, кто приходят, как правило, не имеют образования и опыта.
Продовольственная безопасность выстраивается благодаря корректной, профессиональной работе ветеринарной службы. А у нас дефицит таких специалистов! Из тех, кто есть, половина пенсионного возраста. Мы прекрасно понимаем, что должна быть мотивация, конкурентная с другими направлениями экономики зарплата, чтобы молодежь проявляла интерес к работе в минсельхозе.
Радует, что ситуацию понимает и президент КР Садыр Жапаров. В прошлом году он практически в два раза поднял зарплату госслужащих, в том числе сотрудников минсельхоза. Более того, глава государства прекрасно понимает и проблемы отрасли, и важность ее развития. Он поручил вывести сельское хозяйство Кыргызстана в лидеры.
Вернемся к теме продовольственной безопасности. Если, по вашим словам, мы не в состоянии в полной мере обеспечить себя продуктами собственного производства, что мы в таком случае можем предложить на те же рынки Казахстана, России?
Аскарбек Джаныбеков: Нужно понимать, на чем именно необходимо делать акцент. Наше преимущество - органическая продукция премиум-сегмента. Мало, но качественно и дорого.
Например, рыба. Сегодня это актуальное экспортно ориентированное направление с большим потенциалом. Основной рынок сбыта - Россия. А большая часть нашей молочной продукции уходит на казахстанский рынок.
С овощами и фруктами ситуация иная. Прежде чем претендовать на внешние рынки, нам нужно разобраться с внутренними проблемами. А их предостаточно. К сожалению, не все фермеры это понимают.
У каждого района есть свои климатические, минеральные особенности. Более того, никто не отменял круговую модель долгосрочного планирования как одно из важнейших условий плодородия почвы.
Консультационную работу в этом направлении мы с фермерами, конечно же, ведем.
И как, прислушиваются к вашим рекомендациям?
Аскарбек Джаныбеков: К сожалению, не всегда. У нас ведь сейчас как - каждый сам себе агроном. Да и потом, мы же выросли на определенных сельскохозяйственных традициях. Привыкли, например, выращивать только картофель на одной и той же земле или, допустим, овец конкретной породы, и выйти из этой колеи бывает тяжело.
Яркий пример - выращивание фасоли в Таласской области. Да, это экономически привлекательная культура, но 20 лет ее выращивания сейчас сказываются на качестве почвы - она деградирует. Поэтому научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур необходимо и интересно в первую очередь самим фермерам. Это влияет на качество продукции и ее привлекательность для зарубежных рынков.
Но тут возникает другая проблема. Когда встает вопрос о чередовании, следующий момент - как это сделать, допустим, на одном гектаре земли? Значит, нужно увеличивать площадь посева. А для этого фермеры должны объединяться или расширяться. Одним мешает мнимая угроза конкуренции, другие, может быть и хотят, но нет возможности - земли нет!
Куда же она делась? Земли-то у нас вроде бы предостаточно...
Аскарбек Джаныбеков: Не забывайте, что мы горная страна. И по доле пахотных земель и производимой продукции никак не можем конкурировать с теми же Узбекистаном, Казахстаном, Туркменистаном. Та же земля, что есть, давно поделена между мелкими фермерскими хозяйствами.
Приведу и здесь пример. Производитель в Иссык-Атинском районе выращивает томаты на площади около 460 га, делает томатную пасту. Зарубежная компания предложила скупать весь объем продукции и просит еще. А у них мало земли, не могут развернуться. Соседние хозяйства возделывают другие культуры и подключаться к перспективному, но чужому проекту не хотят.
Даже из этого примера видно, что при грамотном пользовании доступными нам ресурсами мы можем добиться серьезного прорыва в сельскохозяйственной отрасли. Запрос на нашу экологическую сельскохозяйственную продукцию есть, и высокий. И на устранение преград, препятствующих этому прорыву, и направлены внесенные не так давно в законодательство изменения - они касаются, в том числе, распределения пахотных земель.
И в рамках новой сельхозполитики мы уже оказываем поддержку экономически привлекательным субъектам сельского, племенного хозяйства. Будем им помогать землей, техникой и другими инструментами, доступными государству.