08.09.2023 12:49
Культура

Венецианский фестиваль увлекся кинобиографиями знаменитых

Текст:  Валерий Кичин
Венецианский кинофестиваль близок к финалу. Последние дни просмотров подтвердили пробудившийся интерес кинематографа к реальным судьбам знаменитостей. К фильмам о Леонарде Бернстайне, Элвисе Пресли, Энцо Феррари, легендарном командире итальянской подлодки Сальваторе Тодаро добавились картины о Сальвадоре Дали, великом японском композиторе Рюити Сакамото, лауреате Пулитцеровской премии писательнице Изабель Вилкерсон.
Читать на сайте RG.RU

Изабель Вилкерсон, героиня фильма "Происхождение" Авы Дюверней, - первая женщина афроамериканского происхождения, получившая за свои труды на стыке журналистики с научным исследованием Пулитцеровскую премию. Ее бестселлер 2020 года "Каста: истоки нашего недовольства" посвящен феномену расизма в США и сложным путям афроамериканской диаспоры в борьбе за равенство и справедливость. Он и положен в основу картины.

/ Пресс-служба Венецианского кинофестиваля

Фильм застает героиню в драматический момент, когда ее подкосили почти одновременная смерть мужа и матери. Она пытается забыться в исследовательской работе, занявшись трагическим случаем, когда черного подростка убили только за то, что он гулял по району "для белых". Она ищет и находит прямые параллели между положением чернокожих в США, "еврейским вопросом" в Третьем рейхе и проблемой далитов - касты "неприкасаемых" в современной Индии, не имеющих шанса на работу и вынужденных искать пропитание в отбросах, - ее книга становится исследованием процесса глобальной сегрегации разнообразных "иных". Следуя за героиней по странам мира, фильм снимался на трех континентах, в нем много экскурсов в историю, но реконструкция событий, по мнению многих критиков, не выглядит убедительной, иногда даже карикатурной.

Театр им. Вахтангова поставит "Ночь перед Рождеством"

Рецензенты отмечают серьезность авторского замаха, эмоциональную работу исполнительницы этой роли Онжаню Эллис-Тейлор - но пишут об "откровенно китчевых эмоциях", характерных для стиля картины и снижающих ее художественную ценность.

Практически новый киножанр предлагает фильм японского режиссера Нео Сора "Рюити Сакамото - опус". В 2017 году Нео Сора снимал в качестве оператора документальный фильм-портрет "Рюити Сакамото - кода", посвященный знаменитому композитору, автору саундтреков ко многим фильмам, включая картины Бертолуччи, Осимы, Шлендорфа… Герой фильма рассказывал о своей работе, о том, как врачи помогли ему одолеть рак и вернуться к жизни. Но в марте 2023-го болезнь взяла свое, многолетняя борьба с недугом завершилась уходом мастера. В последние годы Сакамото уже не мог выступать, не говоря о гастрольных турах. Но, собрав последние силы, он все же дал свой прощальный концерт - для фильма "Опус". Двадцать фортепианных пьес, сыгранных угасающим мастером, - это рассказ о его жизни в музыке. Он сам выбрал эти пьесы, создав из них музыкальную драматургию - повесть о его триумфальной музыкальной карьере, включая его работу в Yellow Magic Orchestra, его саундтреки к фильмам Бертолуччи, его последний медитативный альбом "12". Черно-белый, как клавиатура фортепиано, фильм показан в Венеции через полгода после смерти своего героя, стал его лебединой песней.

Мировое кино