"Кармен" в постановке хореографа… И в памяти сразу возникает образ феноменального одноименного фильма тоже выдающегося испанца Карлоса Сауры, который вышел на экраны 1983 года. Музыка и язык тела - самая яркая возможность поведать о страсти к свободе, дарящей не всегда искомые человеком любовь и счастье, а всех забирающую смерть…
И взяться за постановку "Кармен" - это творческая отвага или художественное безрассудство, потому эта опера в постановках знает только или триумф, или провал. Кстати, мировая премьера в марте 1875 года на сцене парижской Opera Comique завершилась грандиозной бучей. Тогда, правда, публику более всего шокировал сам сюжет, заимствованный либреттистами Анри Мельяком и Людовиком Галеви из новеллы Проспера Мериме. Что, впрочем, совсем не помешало опере стать самой востребованной у публики.
Но композитору не суждено было об этом узнать: Бизе умер ровно через три месяца после премьеры от сердечного приступа в возрасте 36 лет. А мир с гипнотическим восторгом продолжает слушать Хабанеру, Сегидилью или Куплеты Эскамильо и не только в оперных представлениях - при том, что совсем немногим удалось войти в историю искусства, как, например, работам Франко Дзеффирелли или Дмитрия Чернякова, - но и в рекламных роликах, и в качестве телефонных рингтонов.
Начо Дуато поставил спектакль аскетично и по мысли, и по чувству, и по визуальному решению. А главное, без всякой надежды, и пусть даже ложной, на перспективы для героев в глазах публики. Первое же появление Кармен - ее игра с собственной тенью в образе костлявой смерти. И финал постановки для всех сразу становится очевидным. На первый взгляд, возникает ощущение, что режиссер стремился представить каноническую постановку, сработанную по авторским ремаркам партитуры.
Однако быстро становится понятно, что над партитурой поколдовали ножницами, изрядно сократив хронометраж музыки. Зато есть два получасовых антракта, хотя второе и третье действия длятся всего 30 и 20 минут соответственно. Зрители в недоумении - буфет доволен. Как и касса театра: Михайловский театр побил национальный рекорд цены на билет репертуарного оперного спектакля, так как официальная стоимость билета достигала 20 тысяч рублей, а все премьерные представления прошли практически на аншлагах.
Действующие лица хрестоматийны, но не харизматичны. Спектаклю пока очевидно не хватает чувственной энергии кипящей крови, что усыпляет рассудок, да еще класса и точности вокального исполнительства. Странным образом в столь знаковой премьере оказались не задействованы меццо-сопрано Олеся Петрова, тенор Дмитрий Головнин, баритон Борис Пинхасович - солисты Михайловского театра с европейской профессиональной репутацией и востребованностью. При том, что "Кармен" представлена в двух составах, а заглавных героинь и вовсе три. Но все приглашенные - Ирина Шишкова из Мариинки; Наталия Ляскова, служащая сразу в двух театрах в Перми и Нижнем Новгороде; и Полина Шамаева из столичной "Новой Оперы". Но ставка на гостей по большому счету не сыграла. Правда, облик Наталии Лясковой - белокурый, "нездешний", он запоминается, и зрительская фантазия начинает за режиссера придумывать судьбу титульной героини, абсолютно непохожей на цыганку…
Быть может, всем помешало премьерное волнение. Хозе (Сергей Кузьмин и приглашенный Борис Рудак), Эскамильо (Семён Антаков и приглашенный Гурий Гурьев) боролись за Кармен, но убедительными не были. Единственный, кто попал в образ и актерски, и вокально оказалась Валентина Феденёва (Микаэла). Но укротить Кармен - гранд-задача для избранных. И Начо Дуато не намеревается сдаваться или останавливаться на достигнутом: по замыслу, еще не обретшему формат официального сообщения, испанец планирует в обозримом будущем попытаться на подмостках Михайловского театра постичь загадки легендарной китайской принцессы - поставить оперу Джакомо Пуччини "Турандот".