11.09.2023 14:52
Культура

Классика недели: Баччанелла, Рудин, Хор Сретенского монастыря, Радзинский, Левин

Классика недели: Баччанелла, Рудин, Топчян, Хор Сретенского монастыря, Радзинский, Левин
Текст:  Илья Чекинев
Паоло Баччанелла приготовит лакомство для поклонников Короля инструментов, Эдуард Топчян и Юрий Фаворин приведут два шедевра к единому знаменателю, Эдвард Радзинский откроет тайны истории, Анатолий Левин отметит день рождения Московской консерватории, а Александр Рудин проникнет в глубинный смысл Немецкого реквиема.
/ Moscow Show
Читать на сайте RG.RU

Кто играет: Паоло Баччанелла, Симфонический оркестр Москвы "Русская филармония" (дирижер Сергей Тарарин). Концерт ведет Елена Книжникова-Семенова.

Что играет: Произведения для органа и симфонического оркестра.

Почему идти: Органные концерты - практически единственная форма классической музыки, которая не пугает начинающих меломанов. Неудивительно, что такие концерты пользуются огромной популярностью. Что в очередной раз докажет итальянский органист Паоло Баччанелла в сопровождении оркестра "Русская Филармония". На этот раз маэстро представит в пяти городах России свою новую программу, посвященную французской музыке, а музыковед Елена Книжникова-Семенова предварит каждое его выступление рассказом о музыкальной культуре Франции. Идеальный вариант для тех, кто только начинает знакомство с органной музыкой, и подлинное лакомство для всех поклонников Короля инструментов.

Где, когда, сколько: Московский международный дом музыки; 12-13 сентября; Набережные Челны; 15 сентября; Казань; 16 сентября; Санкт-Петербург; 18 сентября; Саратов; 20 сентября; 2 000 - 10 000 руб.

/ Московская государственная академическая филармония

Кто играет: Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина, вокальный ансамбль Intrada, солисты Альбина Латипова, Владислав Сулимский.

Что играет: И. Брамс - Немецкий реквием.

Почему идти: Немецкий реквием Брамса кардинально отличается от знаменитых творений Моцарта, Верди и Берлиоза. Сама идея этого реквиема иная, нежели у католической заупокойной мессы: здесь нет молитв, картин Страшного Суда, ни разу не упомянуто имя Христа, зато много слов утешения, надежды, любви. "Признаюсь, что охотно опустил бы в названии слово "немецкий" и поставил бы просто "человеческий", - писал о своем сочинении Брамс. Именно этот глубинный замысел постараются донести до публики Российский национальный оркестр, вокальный ансамбль Intrada, а также солисты Альбина Латипова и Владислав Сулимский.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 15 сентября; 600 - 2 200 руб.

/ МКЗ "Зарядье"

Кто играет: Московский государственный академический симфонический оркестр (дирижер Эдуард Топчян), солист Юрий Фаворин.

Что играет: Л. ван Бетховен - Концерт № 4 для фортепиано с оркестром, Р. Штраус - "Альпийская симфония".

Почему идти: "Альпийская симфония" - последнее программное сочинение Рихарда Штрауса - покоряет размахом и звукоизобразительными эффектами. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Бетховена - романтической страстью и бесконечной мудростью. Есть все основания полагать, что человек-оркестр Эдуард Топчян и мастер тщательной выделки пианистических "мелочей" Юрий Фаворин не упустят ни одного из изумительных по своей красоте и эффектности аккордов обоих произведений - к вящей радости публики.

Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье"; 12 сентября; 500 - 2 000 руб.

/ Екатерина Чеснокова/ РИА Новости

Кто играет: Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" под управлением Юрий Башмет, Константин Хабенский, Ольга Литвинова, солисты Большого и Мариинского театров.

Что играет: А. С. Пушкин - П. И. Чайковский - "Евгений Онегин" (авторская версия Юрия Башмета).

Почему идти: "Евгений Онегин", как писал Пушкин, был плодом "легких вдохновений, незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Полная легкой ностальгии, сладкой меланхолии и прекрасных мелодий опера Чайковского удивительно хорошо рифмуется с "романом в стихах". Музыкально-литературная композиция с участием актеров Константина Хабенского и Ольги Литвиновой прозвучит в зале им. Чайковского, а меломанам и ценителям театра останется лишь "Под звуки песен этих мечтами уноситься иногда куда-то далеко..."

Где, когда, сколько: Московский международный Дом музыки; 18 сентября; 4 000 - 15 000 руб.

/ RED EVENTS

Кто играет: Татьяна Гринденко.

Что играет: Й. Гайдн - "Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте".

Почему идти: "Семь последних слов…" Гайдна - сочинение, впечатляющее во всех отношениях. Переделанное впоследствии в грандиозную ораторию, оно изначально было написано для струнного квартета. Именно в этой форме произведение прозвучит в исполнении блистательной скрипачки Татьяны Гринденко и ее ансамбля. Старинные инструменты с использованием барочных смычков отлично передадут дух творения Гайдна в старинном театре Гонзаги. А тысяча горящих свечей в зале лишь усилят торжество аутентичности.

Где, когда, сколько: Музей-заповедник "Архангельское". Театр Гонзаги; 16 сентября; 1 000 - 7 000 руб.

/ "Прямая речь"

Кто играет: Э. Радзинский.

Что играет: Авторский вечер.

Почему идти: Авторский вечер Эдварда Радзинского - это импровизация, в которой ярко раскрывается его драматургический гений. Соединяя факты в единое целое, подмечая множество мелких деталей и находя между этими деталями едва заметные связи, Эдвард Станиславович на наших глазах разворачивает картину произошедшего много лет назад. Прошлое, увиденное глазами драматурга, становится настоящим, ощутимым - реальным. Тему вечера, как обычно, мы не узнаем до последнего момента. Но главное - магия, ради которой на выступления Радзинского собираются целые залы, снова свершится.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 17 сентября; 1 500 - 6 000 руб.

/ Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Кто играет: Концертный симфонический оркестр Московской консерватории (дирижер Анатолий Левин), солист Андрей Писарев.

Что играет: И. Брамс - Академическая увертюра, два Венгерских танца, С. Рахманинов - Концерт №2 для фортепиано с оркестром.

Почему идти: День рождения Московской консерватории традиционно отмечается выступлением ее Концертного симфонического оркестра под управлением Анатолия Левина. В программе - сочинения композиторов, чьи юбилеи празднуют в этом году. 190 лет со дня рождения Брамса консерваторцы отметят Академической увертюрой и Венгерскими танцами. А в честь 150-летия Рахманинова прозвучит знаменитый Концерт №2 для фортепиано с оркестром. Солировать будет декан фортепианного факультета консерватории Андрей Писарев, 40 лет назад победивший на конкурсе имени великого композитора. Критики тогда писали: "стиль игры Писарева более всего напоминает стиль игры самого Рахманинова". Прекрасный повод убедиться в этом еще раз.

Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 13 сентября; 500 - 1 000 руб.

/ МКЗ "Зарядье"

Кто играет: Хор Сретенского монастыря.

Что играет: Сочинения С. Рахманинова, Г. Свиридова, А. Полторухина, Ф. Степанова, М. Котогарова, Д. Лазарева, А. Архангельского, С. Трубачева и др.

Почему идти: Духовные хоровые концерты всегда пользовались популярностью в России - даже в советские времена, когда церковная музыка находилась фактически под запретом, духовные сочинения С. Рахманинова и Г. Свиридова были знакомы каждому культурному человеку. А то, что русская духовная музыка не знала периодов упадка, подтверждают концерты хора Сретенского монастыря, чье мастерство и высочайшая культура исполнения давно снискали популярность у публики в России и далеко за ее пределами.

Где, когда, сколько: КЗ "Зарядье"; 13 сентября; 500 - 2 000 руб.

/ "Прямая речь"

Кто играет: Татьяна Черниговская, Ярослав Тимофеев, Александр Каплан.

Что играет: Дискуссия "Человек слушающий".

Почему идти: Последние годы московская филармония ищет новые пути взаимодействия со слушателями. Традиционные концерты дополняют просветительские абонементы и мультижанровые программы, используется интерактив и другие новации. В этот тренд впишется дискуссия "Человек слушающий", которая состоится в рамках партнерского проекта "Прямая речь". Музыковед Ярослав Тимофеев, психолингвист Татьяна Черниговская и психофизиолог Александр Каплан поговорят о том, как мозг человека воспринимает музыку, что отличает ее от других звуков, почему классику используют как терапию и чем живой концерт отличается от звукозаписи. На эти вопросы пока нет точных ответов, так что услышать мнения ведущих экспертов дорогого стоит; тот, кто вслушается - не прогадает.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 16 сентября; 3 500 - 6 000 руб.

Классика