Помимо Китая есть хорошие перспективы сотрудничества с Вьетнамом, Южной Кореей, Гонконгом, азиатский рынок огромен. На переднем плане произошедшего разворота России от Европы к Азии оказались регионы Дальнего Востока. Но их непосредственную роль в расширении экономических связей на мировом рынке еще предстоит определить.
Регионам должно помочь в этом министерство экономического развития. В конце августа президент своим указом наделил министерство полномочиями головного органа по координации внешнеэкономических связей регионов России. Перед минэкономразвития поставлены задачи мониторить эти связи и готовить предложения по их совершенствованию. Очевидно, так должна быть реализована единая государственная политика в сфере внешнеэкономического сотрудничества.
По сути, это завершающий шаг в процессе повышения роли регионов в международной экономической деятельности. Ранее поправками к закону об организации местного самоуправления в РФ также закрепили полномочия муниципалитетов по международному взаимодействию. Смещение акцентов на региональный и даже муниципальный уровень повышает гибкость в поиске новых зарубежных партнеров, привлечении инвестиций, выстраивании новых логистических цепочек. Но внятная постановка целей и задач действительно нужна.
По словам заместителя министра экономического развития Дмитрия Вольвача, реализация указа президента позволит усилить на федеральном уровне координацию работы по продвижению внешнеэкономических интересов регионов России и обеспечит проведение единой государственной политики в сфере межрегионального сотрудничества. В первом контуре - страны ЕАЭС и СНГ. Затем - азиатские страны.
Вести переговоры, заключать соглашения с зарубежными партнерами регионы могли и раньше. Теперь они должны будут уведомлять минэкономразвития. В числе основных механизмов работы на мировом рынке в правительстве называют организацию и проведение межрегиональных форумов, конференций, другие форматы межрегионального сотрудничества.
Но нужна более активная политика государства в поддержке нашего экспорта, особенно товаров с высокой добавленной стоимостью, считает ведущий научный сотрудник отдела Азии и Африки ИНИОН РАН Петр Мозиас. По его словам, попытки решать этот вопрос предпринимаются. По крайней мере объемы поставок в Китай несырьевых товаров растут. Правда, происходит это за счет увеличения общего товарооборота, доля несырьевых товаров пока остается той же, что была 20 лет назад.
"Российско-китайская торговля в последние годы росла очень быстро. В прошлом году она достигла приличных 190 миллиардов долларов и, вероятно, превысит 200 миллиардов в этом году", - говорит Мозиас. Рост товарооборота в условиях санкций и обрыва связей с Западом произошел из-за необходимости удовлетворять потребности российской экономики за счет поставок из Китая напрямую или по схемам параллельного импорта, поясняет эксперт. В итоге Китай укрепил свое влияние на российском рынке готовой продукции.
Вот как это происходит на практике. В первой половине 2023 года поставки легковых автомобилей из Китая в Россию по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросли сразу на 543 процента. Официальные данные по экспорту и импорту в России закрыты, такую статистику дает главное таможенное управление КНР. В результате по итогам июля 2023 года доля китайских брендов на российском авторынке превысила 52 процента. Еще год назад их доля составляла 24 процента, отмечают аналитики авторынка.
Другой пример. Доля смартфонов китайских брендов на российском рынке сейчас составляет уже более 70 процентов, год назад она была около 55.
Иными словами, после ухода из России западных компаний российский авторынок активно осваивают китайские бренды. То есть задача продвижения на международные, в частности, азиатские рынки российских товаров высокой степени переработки сейчас становится особенно актуальной. Могут ли ее решать дальневосточные регионы?
Сама по себе ситуация, когда Китай поставляет нам продукцию с относительно высокой добавленной стоимостью, а мы в Китай - сырье, не нова, она существует уже с начала 2000-х годов, отмечает Мозиас. Но в 90-е годы объем российско-китайской торговли составлял всего пять - семь миллиардов долларов. При этом доля машин и оборудования во всем российском экспорте в конце 90-х составляла около 25 процентов и примерно соответствовала средней доле в общем объеме экспорта в Советском Союзе.
Но высокотехнологичную продукцию мы поставляли в основном в Восточную Европу и Африку зачастую не ради прибыли, а фактически безвозмездно, добавляет Мозиас. Сейчас доля такой продукции снизилась до 1,5-2 процентов от всего российского экспорта. Россия поставляет на мировой рынок в основном сырье. В современной ситуации российские нефть, газ, лес пошли вместо Европы в Китай, а из Китая к нам пошла продукция с более высокой добавленной стоимостью.
Однако пока товаров, которые конкретно Дальний Восток мог бы поставлять на внешний рынок, в целом не так и много, не говоря уже о товарах с высокой добавленной стоимостью. Помимо газа это опять же лес, возможно, морепродукты с какой-то степенью переработки, отчасти соя, замечает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. На Дальнем Востоке нет значимых промышленных мощностей, как и возможностей для развития сельского хозяйства. А наращивать поставки в страны Азии, например, продуктов питания или иной промышленной продукции, производимой в других регионах страны, нецелесообразно. Их транспортировка обойдется дорого. К тому же железнодорожные транспортные пути на восток уже загружены.
Впрочем, намеренно развивать поставки продукции высокой степени переработки на азиатские рынки через Дальний Восток и не нужно, считает Остапкович. По его словам, если уж так получилось, что Россия обладает огромными запасами полезных ископаемых и энергоресурсов, и они востребованы, почему бы не пользоваться этой ситуацией. Китай, говорит он, получает необходимую высокотехнологичную продукцию для своей экономики из Тайваня, а из России - сырье. Но в этом нет ничего плохого. Исторически мировое разделение труда всегда было двигателем для развития экономик всех участвующих в этом стран.
При этом перед Россией сейчас стоит приоритетная задача закрыть все потребности собственной экономики. Так что нет ничего страшного в том, что мы пока получаем высокотехнологичную продукцию для замещения исчезнувшего западного импорта из Китая. Ресурсы же собственной промышленности стоит направить на производство продукции с высокой степенью обработки для внутреннего рынка, замечает эксперт. "Мы могли бы предложить Китаю больше своей продукции высокой степени переработки, такой как молочные продукты или товары деревообрабатывающей, металлургической промышленности, но нет смысла тратить сейчас силы на то, чтобы гнать в Китай товары ради диверсификации экспорта", - поясняет он. Такой подход справедлив и в отношении других стран, например, Вьетнама, Южной Кореи, Гонконга, Индии.
А вот конкретные направления для взаимовыгодного сотрудничества на уровне регионов выберет сам бизнес, добавляет эксперт. Это могут быть не какие-то огромные партии товаров идущих через дальневосточные регионы в двух направлениях, а небольшие совместные перерабатывающие предприятия, создаваемые в той местности, где это будет наиболее выгодно.
Внешняя торговля должна отвечать стратегическим целям страны
Координация внешнеэкономических связей не подразумевает императивного вмешательства Минэкономразвития России во взаимодействие регионов с их зарубежными партнерами, сообщили "РГ" в министерстве. Ведомство не будет в жесткой форме указывать субъектам, с кем и чем торговать.
"В то же время мы будем координировать эту работу и следить за тем, чтобы она отвечала стратегическим целям страны. Что касается приоритетных секторов во внешнеэкономической деятельности, то в случае Дальнего Востока многое определяется географическим положением. Благодаря выходу к морю федеральный округ является важным логистическим хабом для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В сочетании с обширными запасами природных ресурсов, развитым судостроением и большим туристическим потенциалом регионам ДФО есть что предложить нашим традиционным партнерам и всем заинтересованным сторонам. В целом у Дальнего Востока большой потенциал для диверсификации внешнеэкономических связей. Это имеет важное значение для социально-экономического развития регионов и муниципалитетов, а также способствует улучшению качества жизни населения. Уверены, что обновленный указом главы государства формат работы придаст новый импульс этому направлению", - рассказали "РГ" в Минэкономразвития России.
Механизмы господдержки в ДФО востребованы предпринимателями
Успешное экономическое развитие нашей страны и Дальнего Востока в условиях беспрецедентного внешнего давления стало возможным благодаря решениям, принятым 10 лет назад президентом России, рассказали "РГ" в Минвостокразвития России. За это время рост промышленного производства и инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке опередил среднероссийские показатели. В последнее время интенсивно растут объемы жилищного строительства, отметили в министерстве.
Действующие на Дальнем Востоке механизмы господдержки остаются востребованными предпринимателями. Реализуется уже более 2,8 тысячи новых инвестиционных проектов на территориях опережающего развития, свободного порта, с использованием других инструментов господдержки. По соглашениям с инвесторами привлечено 7,6 триллиона рублей инвестиций, создано более 125 тысяч рабочих мест, 673 предприятия введены в эксплуатацию.
Создана опорная транспортная инфраструктура для развития трансграничного сотрудничества. Построено несколько мостов, связывающих нас с одной из крупнейших экономик в мире - Китаем. Они оказались особенно востребованы в условиях разворота России на Восток, усилили роль ДФО в развитии всей российской экономики.
Минвостокразвития России стремится постоянно совершенствовать систему государственной поддержки инвесторов. В прошлом году введен новый преференциальный режим на Курилах. Разработаны специальные меры государственной поддержки производителей продукции, необходимой для проведения специальной военной операции.
Создаются новые инструменты. Например, международные ТОР для поддержки высокотехнологичных проектов, реализуемых в партнерстве с инвесторами из дружественных стран и направленных на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Наряду с налоговыми льготами, преференциями, инфраструктурой, режимом свободной таможенной зоны, специальными условиями осуществления банковской деятельности зарубежные инвесторы смогут получить долю в компании, управляющей ТОР.
Подготовила Светлана Задера