11.09.2023 01:11
Власть

Новые механизмы развития позволили привлечь в строительство предприятий и инфраструктуры в ДФО более 7,7 трлн рублей

Новые механизмы развития позволили привлечь в строительство предприятий и инфраструктуры в ДФО более 7,7 трлн рублей
Текст:  Инесса Доценко Татьяна Дмитракова
Российская газета - Спецвыпуск: ВЭФ: Пульс территории №204 (9149)
VIII Восточный экономический форум - знаковый, он проходит в юбилейный для Дальнего Востока год. Десять лет назад президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации назвал национальным приоритетом на весь XXI век задачу по подъему дальневосточных регионов. О том, что и как изменилось в жизни огромной территории с 2013 года, рассказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
/ Минвостокразвития РФ
Читать на сайте RG.RU

РГ: Алексей Олегович, уже можно подвести промежуточные итоги двух пятилеток. Какие задачи решены? А с какими только предстоит справиться?

Алексей Чекунков: Промышленное производство на Дальнем Востоке растет темпами, в 1,5-3 раза опережающими среднероссийские показатели - на 10-летней дистанции. За это время введено 673 новых предприятий. Создано около 125 тысяч рабочих мест. Стартовало более 2,8 тысячи инвестиционных проектов. Механизмы поддержки инвесторов - территории ускоренного развития, свободный порт, преференциальный режим на Курилах - позволили привлечь в строительство новых предприятий и инфраструктуры более 7,7 триллиона рублей по соглашениям с инвесторами. При этом только пятая часть этих средств пришла в добывающие отрасли. Почти 80 процентов - вложения в глубокую переработку, машиностроение, судостроение, логистику, транспорт, сельское хозяйство, туризм. Интенсивно растет жилищное строительство - в последние годы в 1,4 раза быстрее, чем в среднем по стране. С новыми проектами в дальневосточные регионы вышли крупные федеральные компании.

Наряду с развитием экономики ведется системная работа по повышению качества жизни дальневосточников. По поручению президента России разрабатываются мастер-планы 22 опорных городов. Уже приняты распоряжения правительства о комплексных планах развития Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Читы, Улан-Удэ и двух столиц БАМа - Северобайкальска и Тынды. Регионам Дальнего Востока выделены специальные казначейские кредиты на реализацию пилотных проектов, предусмотренных мастер-планами территорий. Средства пойдут на строительство образовательных и спортивных учреждений, инженерной инфраструктуры, благоустройство территорий и ремонт дорог. Часть проектов профинансируем с использованием механизма "Дальневосточной концессии" - бюджетные средства станут рычагом для привлечения частного капитала.

РГ: Восточный экономический форум - это всегда своеобразная программа действий на будущее (и на годовую перспективу, и на более долгосрочную). Какие соглашения, принятые на ВЭФ-2022, заработали за этот год?

Cанкционное давление не помешает достижению целей по модернизации экономики страны

АЧ: Как правило, подписанные на Восточном экономическом форуме соглашения реализуются в течение следующих нескольких лет: строительный цикл занимает определенное время. При этом большинство крупных проектов, которыми сегодня гордится Дальний Восток, стартовало именно на ВЭФ. Например, в 2016 году были подписаны соглашения о строительстве Амурского газохимического комплекса, Находкинского завода по производству минеральных удобрений в Приморье, перерабатывающего предприятия на базе Наталкинского золоторудного месторождения. ГОК на Наталке построен и работает. Амурский газохимический комплекс и НЗМУ - в активной стадии строительства. Сегодня это, без преувеличения, мегастройки, сопоставимые с проектами советского времени. В этом же ряду - такие крупнейшие проекты десятилетия, как судоверфь "Звезда", Амурский газоперерабатывающий завод, современные ГОКи на Удокане, Малмыже, Баимском месторождении и десятки других предприятий. Создаются новые технологичные производства, которые дают дальневосточникам десятки тысяч высокооплачиваемых рабочих мест, дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Большинство крупных проектов, которыми сегодня гордится Дальний Восток, стартовало именно на ВЭФ

РГ: Закон о северном завозе принят Государственной думой и подписан президентом. Что получат от его принятия федеральные органы, региональные власти и жители северных территорий? Что изменится на всех этих трех уровнях?

АЧ: Закон призван повысить эффективность процессов, связанных с организацией и выполнением северного завоза. Цели нововведений: повысить качество жизни людей на Крайнем Севере, обеспечить надежность поставок, снизить стоимость жизненно важных товаров - она напрямую зависит от логистики. По сути, мы создаем новую систему северного завоза - с централизацией управления, мерами господдержки, снятием инфраструктурных ограничений, внедрением механизмов предупреждения дефицита. Следующий важный шаг после принятия закона - создание федеральной цифровой системы мониторинга. Она будет анализировать всю информацию о северном завозе, следить за движением грузов и заранее предупреждать о возможных сбоях в поставках, чтобы все товары были доставлены в срок.

РГ: А сколько вообще законов потребовалось разработать для Дальнего Востока с 2013 года?

АЧ: За десять лет принято 75 федеральных законов и 475 актов правительства РФ. Создан мощный правовой фундамент системы ускоренного развития - правила, регулирующие работу территорий опережающего развития, свободного порта, специального административного района, преференциального режима на Курилах. Благодаря совместной работе правительства России и Федерального Собрания РФ появилась правовая оболочка для таких социально значимых программ, как "Дальневосточный гектар", "Дальневосточная ипотека". Работа по усовершенствованию нормативно-правовой базы продолжается. Создаются новые инструменты. Например, в прошлом году введен преференциальный режим на Курилах. Бизнес на 20 лет освобожден от уплаты ряда налогов, снижены тарифы страховых взносов, введена свободная таможенная зона. Разработаны специальные меры государственной поддержки производителей продукции, необходимой для проведения специальной военной операции.

/ Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

РГ: Как сегодня складывается взаимодействие российского Дальнего Востока с зарубежными инвесторами? Есть ли приток новых партнеров? В какой сфере он более заметен?

АЧ: Ключевым торговым и инвестиционным партнером Дальнего Востока остается Китай. С этой страной нас связывает не только длительная история добрососедских взаимоотношений, но и протяженная граница. За десять лет торговый оборот между КНР и РФ вырос более чем в два раза, реализованы такие мощные проекты, как "Сила Сибири", "Ямал-СПГ", "Сибур", "Звезда", построены трансграничные мосты - автомобильный и железнодорожный. Созданы российско-китайские предприятия в сфере строительства, сельского хозяйства, промышленности, деревообработки, производства биотехнологической продукции, сборки автомобилей. Впрочем, только Китаем география международных отношений не ограничивается. Интерес к реализации проектов на Дальнем Востоке проявляют Индия и Таиланд. Обсуждается сотрудничество в энергетической сфере, высоких технологиях, логистике, фармацевтике, туризме.

До 2025 года запустим более 500 современных мастерских в колледжах, которые будут готовить специалистов в тесной связке с бизнесом

РГ: Какая роль может быть отведена ДФО в выполнении задач импортозамещения и локализации производства? Что для этого уже делается?

АЧ: Площадкой для реализации таких проектов станут международные территории опережающего развития. Это новый инструмент, призванный создать все условия для технологической кооперации, производства продукции с высокой добавленной стоимостью в приграничных районах. Инвесторам будут предоставлены налоговые льготы, преференции, инфраструктура, режим свободной таможенной зоны и специальные условия осуществления банковской деятельности. Кроме того, зарубежные инвесторы смогут получить долю в компании, управляющей международной ТОР.

РГ: Недавно сдали в эксплуатацию прекрасное здание аэровокзала в Южно-Сахалинске. Оно рассчитано на большой пассажиропоток. Заканчивается строительство второй очереди Хабаровского аэропорта - крупного международного терминала. Такая мощная инфраструктура рассчитана, конечно, на международные рейсы. Как загрузить ее в современных условиях?

АЧ: С 1 августа по решению президента России запущено оформление единой электронной визы для туристов из 55 стран. К слову, ее прообразом стала дальневосточная электронная виза. Возобновлены безвизовые групповые туристические поездки по межправительственному соглашению между Россией и Китаем. Туристы из Азии традиционно проявляют повышенный интерес к нашему Дальнему Востоку. Поэтому я уверен, что новая современная транспортная инфраструктура, которая создается в макрорегионе, будет востребована путешественниками.

На Дальнем Востоке строится первая в России частная железная дорога

РГ: Сегодня наметился интересный тренд: молодежи на Дальний Восток приезжает больше, чем уезжает. С чем это связано?

АЧ: Главным образом с опережающей экономической динамикой. Молодым интересно там, где, как они говорят, "движ". Более 2,8 тысячи созданных предприятий предлагают конкурентоспособную зарплату, перспективу профессионального развития и построения карьеры. На Дальнем Востоке созданы уникальные возможности для самореализации. Например, можно бесплатно получить землю, создать на ней бизнес или построить дом. Большое внимание уделяем социальной сфере. Благодаря принятым президентом России решениям сегодня в регионах ДФО лучшие льготные условия получения ипотечных кредитов. Более 79 тысяч дальневосточных семей уже приобрели или построили жилье, воспользовавшись льготной ипотекой под два процента годовых. Недавно стартовала программа строительства десяти тысяч арендных квартир для востребованных в дальневосточных регионах специалистов. Цены на аренду такого жилья будут ниже рыночных за счет субсидий из федерального и регионального бюджетов. По программе "Дальневосточный квартал" уже в ближайшие годы построим более двух миллионов квадратных метров современного жилья на обустроенных для комфортной жизни и обеспеченных всей необходимой инфраструктурой площадках. Предусмотрены специальные меры поддержки многодетных семей. В Приморье реализуется пилотный проект программы "1 миллион рублей на третьего ребенка" - семьи могут направить выделяемые средства на погашение ипотеки. Если опыт окажется успешным - будем тиражировать его на другие регионы.

РГ: Какой результат уже дали такие новые программы в сфере образования и подготовки кадров - как "Муравьев-Амурский-2030", "Приоритет-2030. Дальний Восток"?

АЧ: Новые предприятия предъявляют растущий спрос на профессиональные кадры, и мы настраиваем на это все уровни системы образования. До 2025 года запустим более 500 современных мастерских в колледжах, которые будут готовить специалистов в тесной связке с бизнесом. Обновляем материально-техническую базу дальневосточных колледжей. По программе "Единая президентская субсидия" приобретено более 45,7 тысячи единиц оборудования стоимостью 1,7 миллиарда рублей. Запущены проекты модернизации региональных вузов по федеральной программе "Приоритет-2030. Дальний Восток" с финансированием более шести миллиардов рублей. Стартуют сетевые образовательные программы совместно с ведущими вузами России, создаются технологические лаборатории. Стараемся синхронизировать образовательные процессы с экономическими, устранить существовавшие ранее разрывы. Усиливаем взаимодействие образовательных учреждений Дальнего Востока с работодателями при осуществлении практической подготовки кадров.

/ Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

РГ: Геополитическая обстановка повлияла на усиление роли внутреннего туризма. Но Дальний Восток не сможет конкурировать с тем же Сочи по массовому туризму! Или сможет? Что для этого нужно?

АЧ: Любой, кто когда-либо прикасался к дальневосточной природе, понимает, какая это уникальная кладовая открытий и впечатлений. По нынешним высокотехнологичным и урбанизированным временам оказаться в тайге, на берегу озера или океана, в окружении сопок и вулканов - настоящая привилегия. Современные люди мечтают о таких впечатлениях. Неслучайно спрос на путешествия по Дальнему Востоку растет. В первом полугодии 2023-го турпоток увеличился на 37 процентов.

Дополнительные возможности для развития туристической индустрии напрямую связаны с эффективностью отраслевой политики, федеральных и региональных мер поддержки. Действующие на Дальнем Востоке механизмы ускоренного развития нацелены на то, чтобы дать возможность бизнесу сформировать качественное предложение в ответ на огромный спрос. Предпринимателям предоставляют налоговые льготы, оказывают инфраструктурную поддержку.

Инвесторы территорий опережающего развития и свободного порта реализуют уже более 300 туристических проектов, в которые привлечено свыше 154 миллиардов рублей. Строятся отели, туристические комплексы, базы отдыха, санаторно-курортные комплексы, глэмпинги, горнолыжные, этнографические, развлекательные парки. В индустрии гостеприимства и туристических сервисов создается около 13 тысяч рабочих мест. Появляются проекты на "Дальневосточные гектары" - около десяти процентов участников программы организуют на собственной земле новые туристические сервисы.

Вижу нашу задачу в том, чтобы привлечь на Дальний Восток талантливых предпринимателей, инвесторов, готовых создавать интересный и качественный туристический продукт, инфраструктуру, которая сделает отдых комфортным, поможет преодолевать расстояния и дистанции между туристическими "магнитами".

/ Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

РГ: Один из трендов времени - креативная экономика. Есть ли предпосылки для развития этого направления в ДФО?

АЧ: Дальний Восток - фабрика впечатлений, плавильный котел для креативных идей. Основа здешней самобытности, вызывающей неподдельный интерес как в нашей стране, так и во всем мире, - выкованные историей освоения этой земли традиции и особый характер дальневосточников, исконными чертами которого являются смекалка и изобретательность.

У Востока России - огромный креативный потенциал. При этом вклад таких индустрий в ВРП дальневосточных регионов пока невысок - менее двух процентов. В мире этот показатель в два-три раза выше. Как устранить разрыв? Через развитие городов, которые являются центрами креативной экономики. Нужно адаптировать действующую на Дальнем Востоке систему льгот и преференций к особенностям творческих индустрий. Большое значение имеет развитие сервисной инфраструктуры. Уже задействуем для этого "Единую президентскую субсидию" - по ней построен "Квартал труда" в Якутии. Это новое и первое на Дальнем Востоке креативное пространство объединило десятки компаний-резидентов. Запланированы аналогичные проекты и в других городах Дальнего Востока. Стараемся помогать активным и творческим землякам объединяться, кооперироваться, вместе находить творческие решения, которые дадут всей индустрии новый импульс для развития и сделают сильнее нашу страну.

Регионы Инвестиции ДФО