О молодом специалисте сказано в Федеральном законе "О молодежной политике в РФ": россиянин не старше 35 лет, впервые устраивающийся на работу по специальности.
В России примерно 30% выпускников учебных заведений не работают по той профессии, которую получили в вузе.
Трудовой кодекс РФ особых преференций молодым специалистам не дает. Он лишь устанавливает право устраиваться на работу без испытательного срока, но при условии, что это первое место работы молодого специалиста, обучался он только по программе, аккредитованной государством, пришел работать строго по полученной специальности в течение одного года после завершения образования.
Предоставление мер социальной поддержки и защиты для молодых специалистов в России происходит в рамках федеральных и региональных программ, а также на усмотрение работодателя. Это может быть выплата единовременных пособий, компенсация расходов на переезд, помощь в оплате ипотеки или предоставление служебного жилья, пособия на оплату детского садика.
Наиболее ощутима поддержка, которую предоставляют врачам и педагогам, а также тем, кто собирается осуществлять свою трудовую деятельность в удаленной и в сельской местности. Например, продолжает работать программа "Земский учитель". Приезжающим педагогам выплачивают единоразово по одному миллиону рублей, а на Дальнем Востоке - по два миллиона. Выплаты предусмотрены и в рамках программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер". Теперь условием получения поддержки не является обязательный переезд в сельскую местность, достаточно вернуться после учебы в свои населенные пункты.
Несмотря на различные меры поддержки молодых специалистов и стимулирование работодателей, найти работу выпускнику вуза или колледжа по специальности в России непросто. Работодатели, как правило, не горят желанием брать молодежь без опыта работы, а если берут, то уровень зарплаты - минимальный. При этом вот уже несколько лет на рынке труда отмечается дефицит квалифицированных кадров.
Чтобы решить проблему, государство на протяжении последних лет увеличивает целевой набор в вузы. Каждый год правительство на основе заявок от регионов определяет, сколько процентов от общего числа бюджетных мест по каждой специальности отводится для целевиков. Например, по многим медицинским специальностям их доля составляет 75 процентов, а по самым дефицитным направлениям ординатуры - 100 процентов. В числе таких направлений - "Акушерство и гинекология", "Неонатология", "Детская кардиология", "Онкология", "Эндокринология", "Скорая медицинская помощь" и другие. Большие квоты на целевое обучение выделены для будущих специалистов в области самолето- и вертолетостроения, эксплуатации железных дорог, инженеров - 70 процентов. При этом здесь тоже есть свои нюансы. В последнее время абитуриенты не спешат занимать места, которые гарантируют им трудоустройство, а те, кто закончил целевое обучение, не хотят выполнять свои обязательства по целевому трудовому договору. Что делать? Как вариант сегодня в России активно идут дискуссии о возвращении обязательного распределения после вуза.
Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов уверен, что заставить человека трудиться там, где он не желает, невозможно, но надо совершенствовать целевое направление.
- Конечно, можно насильно отправить, например, учителем в сельскую школу, но какой эффект будет от этого, если он будет плохо учить учеников, желая оттуда вырваться, - заметил Александр Сафонов. - Надо создавать условия, чтобы он добровольно туда поехал, осознавая, что его ждет. Это касается и врачей, и любой сферы деятельности. Основная проблема, чтобы появился мотив, а законом это никак не внести. Как делают за рубежом в тех случаях, когда тяжело нанимать персонал в сельскую местность? Предлагают более высокую заработную плату. Либо вахтовый метод. Кроме того, государство должно подумать, как сделать так, чтобы молодой специалист воспринимал это как ступеньку своего профессионального развития, чтобы он понимал, что дальнейшая карьера от этого зависит. Вот если эти мотивы появятся у человека, то тогда система целевого набора будет успешной.
К слову, по данным Росстата за 2022 год, более 30 процентов выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений по окончании учебы не работают по специальности. Среди тех, кто все-таки пошел в профессию, значатся врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%).
В августе к работе приступили более 16 тысяч молодых специалистов со свежим дипломом о высшем образовании. Данный статус имеют выпускники государственных вузов, окончившие дневное отделение за счет средств бюджета, прошедшие распределение и имеющие свидетельство о направлении на работу. Предоставление гарантированного первого рабочего места - несомненное благо для многих выпускников. Впрочем, согласно законодательству, у молодых специалистов есть как преференции, так и определенные обязанности перед государством.
- Наниматель обязан обеспечить молодого специалиста работой, соответствующей полученной специальности и квалификации, оформить по бессрочному трудовому договору или контракту, - рассказали в Минобразования. - Такому новичку нельзя устанавливать испытательный срок. В течение двух лет он защищен от увольнения. Недопустимо расторгать с ним и трудовой договор из-за несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации.
В числе экономических мер поддержки - выплата в течение месяца со дня прибытия денежной помощи в размере последней стипендии. Плюс единовременное пособие в размере оклада. Установлены и стимулирующие выплаты тем, кто прибыл на работу в бюджетные организации, подчиненные Минобразования, Минкультуры, Минспорта, Минздрава, Минтруда: от 10 до 50 процентов от оклада. В районах радиоактивного загрязнения в организациях образования, здравоохранения, сельского хозяйства и культуры производится единовременная выплата в размере 200 базовых величин - 7400 белорусских рублей (282 тысячи российских) - при заключении первого контракта сроком на пять лет, а также выплачивается единовременное пособие от 555 до 2775 белорусских рублей (21-105,5 тысячи российских).
Ряд вопросов, связанных с преференциями молодым кадрам, урегулированы не только законодательством, но и коллективными договорами на местах. Это касается, скажем, компенсации стоимости проезда, если молодой специалист живет в другом городе. Или дополнительной матпомощи, если он остается работать по истечении обязательного срока. А вот предоставлять жилье иногороднему молодому сотруднику наниматель не обязан.
Срок отработки после распределения для выпускников вузов составляет два года. Если молодой специалист поступает в магистратуру на платной основе, то он
не утрачивает свой статус и должен отработать после учебы положенные годы или возместить затраченные на его обучение госсредства. При этом магистрант-бюджетник снова должен быть распределен. Получившие II ступень высшего образования отрабатывают год, те, кто поступил в год окончания вуза, - два. Бывшие учащиеся-бюджетники могут отказаться от распределения, но им нужно будет возместить полную стоимость обучения.
С этого года существенно увеличен набор в вузы на бюджетные места на условиях целевой подготовки. Это сделано, чтобы решить проблему дефицита кадров в медицине, сельском хозяйстве, образовании... Такое обучение предполагает трехсторонний договор - между абитуриентом, вузом и организацией, которая платит деньги за образование и куда выпускник придет на работу. Абитуриент имеет преференции - ему нужно сдать лишь один внутренний экзамен по профильному предмету. Но после окончания вуза срок отработки составит не два года, а пять. У тех, кто обучался в вузах на платной основе, нет обязательного распределения. Но им активно предлагают получить статус молодого специалиста, показывая его преимущества. Данная практика закреплена в Кодексе об образовании.